https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/issue/feed Вестник ЗКУ 2024-12-02T12:08:59+00:00 Алиби Аскарович nauka-wksu@mail.ru Open Journal Systems <p align="justify">Издается с 2000 года. Выходит 4 раза в год.</p> <p align="justify">Свидетельство о регистрации издания № 971-Ж от 07.12.1999 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о перерегистрации №1432-Ж от 09.08.2000 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства №11389-Ж от 26.01.2011 г. выдано Комитетом информации и архивов Министерства связи и информации РК.</p> <p align="justify">В соответствии с приказами КОКСНВО МНВО РК от 22.10.2024 № 900 и от 30.10.2024 № 1002 наш журнал по направлениям «История», «География», «Экология» был включён в 3-й список научных изданий, предлагаемых КОКСНВО МНВО РК для публикации основных результатов научных работ.</p> https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4494 ВНЕДРЕНИЕ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ НА УРОКАХ ФИЗИКИ 2024-12-02T12:08:07+00:00 dzhami dzhami kaderovadzhamilya@mail.ru <p>Внедрение технологий STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в систему образования, особенно в области физики, существенно повышает качество образования. STEM-технологии позволяют соединить теоретические знания с практикой на уроке физики, что повышает интерес учащихся к предмету и создает условия для более глубокого усвоения учебного материала. Кроме того, методы обучения STEM способствуют развитию таких важных навыков, как критическое мышление, креативность, решение проблем и командная работа. Используя STEM-технологии на уроках физики, учащиеся имеют возможность закрепить теоретические знания путем моделирования и изучения физических явлений в реальной жизни. Такой подход побуждает студентов к участию в научных исследованиях и ориентирует их на профессии в области науки и техники в будущем.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4973 АКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 2024-12-02T12:05:56+00:00 Светлана Кулмагамбетова Dametken.wku@gmail.com <p>Практическая польза результатов и ценность теоретического обзора, предложенного в данной статье, заключается в том, что в ходе исследования были проанализированы современные педагогические подходы к внедрению образовательных технологий с целью определения идей относительно методов внедрения и анализа эффективности использования.&nbsp; В ходе опытно-экспериментальной работы в студенческих группах была апробирована модель проектно-игрового тренинга по закреплению практических навыков этнокультурного проектирования. Данная модель включала в себя следующие виды проектной деятельности: поисковую и прогнозную деятельность, разработку рабочего проекта и концепции проекта, проведение деловой игры по экспертизе проектов, защиту и публичную презентацию проектных работ.</p> <p>&nbsp;</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3481 РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА 2024-12-02T12:08:59+00:00 Madina Amirhanova madina.amirhanova.04.02@gmail.com Галия Кисметова galiya-1969@mail.ru <p style="font-weight: 400;"><strong>Аннотация</strong>: В данной статье рассматриваются теоретические основы роли мотивации учащихся в обучении английскому языку учащихся 8-х классов.&nbsp; Мотивация становится все более популярной в обучении иностранным языкам. Таким образом, преподаватели сталкиваются с различными трудностями при внедрении этой модели в практику - от обоснования подхода к управлению временем в классе и за его пределами до оценки влияния на процесс обучения. Эта статья посвящена некоторым ключевым теориям, которые поддерживают перевернутую модель и мотивацию, и воплощает эти ключевые теории на практике в основных аспектах мотивации: предклассной подготовке, занятиях в классе, внеклассных мероприятиях и оценке успеваемости учащихся. Авторы пытаются проанализировать влияние мотивационной модели обучения в классе на академические достижения и изучить ее потенциальные преимущества для улучшения результатов обучения учащихся. Исследование основано на теоретических основах конструктивизма и активного обучения.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4972 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) 2024-12-02T12:06:13+00:00 Елена Гавришова gavrishova.alena@gmail.com <p>Психоэмоциональный статус ребенка – интегральный показатель его психологического здоровья, адекватных эмоциональных реакций, социализации. Как известно, такая форма нарушения зрения, как косоглазие и амблиопия способна вызывать эмоциональную нестабильность, тревожность, проблемы социальной дезадаптации. Диагностика психоэмоционального статуса ребенка с нарушениями зрения позволяет определить задачи, содержание и направленность индивидуально-личностной помощи ребенку в преодолении существующих проблем. Цель исследования – анализ и оценка психоэмоционального статуса детей 5-7 лет с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Методы исследования. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация; эмпирические: тестирование, самооценка, наблюдение, беседа, методы количественной и качественной обработки данных.&nbsp; В исследовании, проведенном в условиях дошкольных учреждений г. Белгорода, приняли участие 75 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). У детей с амблиопией и косоглазием, дефекты зрения приводят к появлению социально обусловленных нарушений, снижению психоэмоционального статуса. В исследовании выявлено, что более чем у 1/3 детей с нарушениями зрения имеют место проблемы взаимодействия со сверстниками, недостатки целостности осмысления эмоциональных переживаний, не адекватные существующей ситуации стереотипы поведения, значительно снижен уровень психоэмоционального статуса. Было установлено, что выявленные проблемы и дефициты психоэмоционального статуса требуют новых педагогических подходов к обеспечению&nbsp;&nbsp; психоэмоционального благополучия, позитивной социализации дошкольников с нарушениями зрения.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4800 НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ВО ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 2024-12-02T12:06:32+00:00 Нурлыбек Наурзбаев Nurlibek-96@mail.ru <p>Наука о физическом воспитании и спортивной физиологии – сравнительно молодая наука. Однако результаты изучения физиологической природы произвольных движений установлены уже многие годы. Все движения, возникающие из других жизненных потребностей, совершаются на основе физиологических законов. В настоящее время он находится в стадии разработки и дополнен результатами научных исследований.</p> <p>Он заключается в том, чтобы дать не только количественное, но и качественное описание изменений и физиологических реакций, происходящих в отдельных системах при различных спортивных занятиях, а также в отдельно взятом организме. Необходимо знать физиологические механизмы изменений, происходящих в организме при интенсивной мышечной деятельности, правильно оценивать и эффективно планировать упражнения, позволяющие повысить работоспособность организма при сохранении здоровья. Необходимо обратить особое внимание на физиологические механизмы адаптации организма к функциональным резервам и мышечным нагрузкам.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/1303 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ 2024-11-27T12:03:47+00:00 томирис рапбек infinitetomiris@gmail.com Роза Рыскалиева roza12_11_64@mail.ru <p>Главной задачей школы является совмещение обучения, развития и воспитания. А химия как дисциплина вносит большой вклад в решение этой проблемы. Потому что лабораторные работы и практические занятия по химии-это основная часть профессиональной подготовки и теоретической подготовки. Их направленность-экспериментальное отражение теоретических данных и предметных и профессиональных практических действий, состояние. Они используются не только как иллюстрация, но и как познавательный инструмент. Если учащийся может выполнять практическую работу с соблюдением правил безопасности, проводить лабораторную работу, проводить наблюдения во время эксперимента и обобщать результаты эксперимента, это, несомненно, повысит его способность к самостоятельной работе и откроет мотивацию к исследованиям. Поэтому актуальной проблемой является инновация методик проведения экспериментальных заданий и работ, отвечающих современным требованиям. В статье авторы предлагают новую методику эффективного проведения экспериментальных учебно-исследовательских работ учащихся на практических занятиях по химии. Сначала обучающимся заранее дается наглядное пособие для практики и техника безопасности, после чего учащиеся могут разделиться на группы по три человека и выполнить задания. Для того чтобы учащиеся могли в полной мере оценить уровень знаний и способностей, экспериментальные задания делят на предварительный уровень. Предполагается, что данная методика выявит у учащегося способности, повысит его внимание и интерес к химии.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4784 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ КАЗАХСТАНА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА 2024-11-27T09:00:24+00:00 Эннака Бактыгалиева akkane@mail.ru Азамат Дюсенбаев Azikdui@mail.ru <p>Статья посвящена деятельности этнокультурных центров и объединений Западно-Казахстанской области Республики Казахстан в сохранении межнационального диалога между народами, проживающими в стране. Представлены основополагающие документы по реализации государственной политики Казахстана по сохранению национального согласия. Дается понимание сущности понятия этнокультурного центра. Описывается опыт по культурному взаимодействию этнических групп в современном развитии поликультурного государства. Раскрывается деятельность этнокультурных центров Западно-Казахстанской области, развивающих и пропагандирующих национальную культуру русских, татар, корейцев, азербайджанцев.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4590 THEORETICAL FOUNDATIONS FOR INTRODUCING THE FREE ASSOCIATION METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE 2024-12-02T12:07:29+00:00 Назира Серикова serikovanazira44@gmail.com <p>This article explores the theoretical underpinnings of integrating the free association method into foreign language teaching. Drawing upon established theories in linguistics, psychology, and pedagogy, the paper elucidates the rationale behind incorporating this innovative approach into language instruction. The free association method, derived from psychoanalytic principles, encourages learners to make spontaneous, subconscious connections between words and concepts, thereby enhancing vocabulary retention and fluency. By examining relevant literature and empirical studies, this article provides a comprehensive framework for understanding how the free association method aligns with key theories such as constructivism, cognitive psychology, and socio-cultural theory. Additionally, practical implications and considerations for implementing this method in the language classroom are discussed, including adaptation to diverse learner populations and proficiency levels. Ultimately, this theoretical exploration serves to inform language educators and researchers about the potential benefits and challenges of integrating the free association method into foreign language pedagogy.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4660 ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ 2024-11-27T09:00:32+00:00 Розалия Ситалиева rozaliya.sitalieva@mail.com Ольга Толстова stommm3@mail.ru <p><strong>Аннотация.</strong> Статья рассматривает понятия объективной и субъективной модальности в рекламных текстах, подчеркивается, как эти виды модальности влияют на восприятие и вовлеченность потребителей. Объективная модальность характеризуется фактическими утверждениями, поддающимися проверке. В отличие от этого, субъективная модальность опирается на эмоциональную привлекательность, личный опыт и убедительность для создания связи с потенциальной аудиторией. В статье подчеркивается, что эффективная реклама часто сочетает в себе оба метода для достижения максимального эффекта. Сочетая объективные факты с субъективными ощущениями, рекламодатели могут учитывать как рациональные, так и эмоциональные аспекты потребностей покупателей. Анализ включает примеры рекламных текстов известных брендов, иллюстрирующие стратегическое использование этих методов для улучшения своих рекламных сообщений. Понимание объективных и субъективных факторов имеет решающее значение для создания привлекательной рекламы, которая найдет отклик у различной аудитории.</p> <p>&nbsp;</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5007 АҒАРТУШЫ, ПЕДАГОГ –ҒАЛЫМ Ш.САРЫБАЕВТЫҢ ТІЛТАНЫМДЫҚ МҰРАСЫ 2024-12-02T12:05:38+00:00 Арайлы Балаева bakitovna1982@mail.ru <p><strong>Аңдатпа:</strong> Бұл мақала қазақ тіл білімінің көрнекті қайраткері қазақ тілінің әдіснамасының негізін салушы ғалым, педагог Шамғали Сарыбаевтың тілдiк мұрасын кешенді зерттеу болып табылады. Зерттеу ғылыми әдебиеттегі олқылықтың орнын толтырып, Ш.Х. Сарыбаевтың лингвистикалық үлесінің тереңдігі мен кеңдігіне тоқталып, оның еңбектерінің бірегейлігі мен маңыздылығын атап өтіледі.</p> <p>Бұл ғылыми зерттеудің негізгі мақсаты Шамғали Сарыбаевтың қазақ тіл біліміне терең ықпалын түсінуге біртұтас көзқарас болып табылады. Оның ғылыми еңбектерін, оның шығармашылығының әдіснамалық үлесі мен мәдени әсерін мұқият талдау оның лингвистикалық мұрасының бұрын зерттелмеген қырларына жарық түсіреді.</p> <p>Мұқият құрылымдалған мақаланың басында Сарыбаевтың лингвистикаға қосқан үлесіне арналған зерттеулердің қазіргі жағдайына шолу беріледі және алдыңғы зерттеулердің шектеулі көлемі байқалады. Мақалада пайдаланған зерттеу әдістеріне тоқталсақ, ғылыми жұмыста Ш.Х. Сарыбаевтың әдіснамасына жан-жақты талдау жасалады, тарихи лингвистикадағы рөлі атап көрсетіледі, сонымен қатар, қазақ тілін оқыту әдістемесі еңбегінің тілтанымға байланысты өзіндік түзетулері, ұсыныстары, қазақ тілін үйретудегі кедергілермен, оны оңтайландыру әдіс-тәсілдері туралы ұсыныстарын қаралып, мақалада жазылады.</p> <p>Зерттеуде Сарыбаевтың қазақ тілін стандарттаудағы аспаптық рөлі ашылып, оның бір жазудан екінші жазуға көшуге қосқан үлесінің дәлелі келтіріледі. Бұдан басқа, алдыңғы зерттеулерде жиі назардан тыс қалатын, оның қазақ халық әдебиетінің ауызша сақталуына қосқан үлесі қарастырылады.</p> <p>Зерттеудің негізгі құндылығы – ғалым, ұстаз, қазақ тілі мен әдебиетін зерттеуші әдіскер ретінде Ш.Х. Сарыбаев қазақтың тарихында қалдырған мол мұрасын оқырманға толығырақ жеткізу, көбірек мағлұматтар ұсыну.</p> <p>Қорытындысында аталмыш зерттеу Шамғали Сарыбаевтың лингвистикалық мұрасының бірегейлігі мен маңыздылығын, сондай-ақ оның көп қырлы үлесін толық бағалау үшін одан әрі зерттеулердің қажеттілігін атап өту керек. Ол біздің қазақ тілі мен мәдениеті түсінігімізді тереңдетуге бағытталған зерттеулерді жалғастыруға шақырады және Сарыбаевты лингвистика мен мәдениетті сақтау саласында мәңгі белгі ретінде көрсетеді.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3844 ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНОМ ЭССЕ Т.КАКИШУЛЫ «МАГЖАН И САКЕН» 2024-12-02T12:08:41+00:00 Арай Несипбекова arai_nesipbekova@mail.ru <p><strong>Аннотация.</strong> В данной исследовательской работе рассматривается научное эссе Турсынбека Какишулы «Магжан мен Сакен», написанное на основе исторических данных и архивных сведений. В казахской литературоведческой науке один из самых спорных вопросов – отношения Магжана и Сакена. Труд ученого, призванный решить эту проблему, которая не утихает ни при жизни, ни после реабилитации, является ценным произведением, отражающим жизнь и творчество наших великих классиков, воспроизводящим художественным анализом историческое познание, эстетическое понимание читателя. Предметом анализа в статье являются человеческие отношения двух поэтов, их поэтическая мысль, художественные способности и индивидуальные особенности. На основе исследований и выводов автора анализируются творческая жизнь поэтов, национальные и гражданские взгляды, целостность личности и общественная деятельность.&nbsp;&nbsp;</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4486 ТЕМИР МЫНЖАС – МНОГОГРАННЫЙ ЛИТЕРАТОР: ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ 2024-12-02T12:08:23+00:00 Жангүлім Мұханбетова mukhanbetovazhangulim95@gmail.com Зинулла Мутиев zinulla_mutiev@mail.ru Кания Галимова kaniyag@mail.ru <p><em>В статье представлен обзор творчества поэта, писателя, журналиста, видного представителя литературы Урало-Каспийского региона Темира Мынжаса. Авторы исследования всесторонне рассматривают, какой вклад внес в развитие казахской литературы Темир Мынжас, автор нескольких прозаических книг и поэтических сборников. Герои произведений писателя – люди той эпохи, в которой он сам жил, в основном представители рабочего класса, которые день и ночь усердно трудились, способствуя процветанию и совершенствованию нашей независимой страны, развитию общества. Также восхищает его умение точно описывать характер и непростую судьбу простых людей, картины скромной и суетливой сельской жизни. Авторы работы акцентируют внимание на журналистском таланте и публицистическом мастерстве Темира Мынжаса. Также анализируются художественные, тематические и идейные особенности его стихотворений. Подчеркивается важность поиска поэта в направлении национальных ценностей и неизведанных страниц истории казахского народа. </em></p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4535 The INTEGRATION OF VARIOUS ART FORMS INTO ENGLISH LANGUAGE LEARNING: THE ROLE OF MUSIC 2024-12-02T12:07:50+00:00 Томирис Ажгереева saatris.azh@gmail.com <p>В данной статье рассматривается интеграция музыки в изучение английского языка, подчеркивается ее важная роль в развитии различных языковых навыков. В ней рассматривается, как музыка может улучшить произношение, восприятие на слух и словарный запас с помощью ритмических и мелодических элементов. В статье исследуются преимущества включения песен, музыкальных упражнений и слуховых упражнений в обучение языку, отмечается, как эти методы могут заинтересовать учащихся и сделать процесс усвоения более приятным. Кроме того, в нем обсуждаются потенциальные проблемы и ограничения, связанные с использованием музыки в классе, включая вопросы, связанные с различными музыкальными предпочтениями и культурными различиями. Предоставляя всесторонний анализ влияния музыки на языковое образование, эта статья предлагает ценную информацию педагогам, стремящимся обогатить свою практику преподавания и улучшить результаты изучения языка с помощью художественных подходов.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4682 ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ 2024-12-02T12:06:49+00:00 Альбина Калиева albina.kaliyeva@mail.ru Ольга Толстова stommm3@mail.ru <p style="font-weight: 400;"><strong>Аннотация.</strong> В данной статье анализируются рекламные тексты в журналах, ориентированных на мужскую и женскую аудиторию. Исследование выявило отличительные лингвистические особенности в данных гендерно ориентированных рекламных текстах, включая использование аббревиатур, разговорной лексики и различных синтаксических конструкций (повествовательных, восклицательных и вопросительных), направленных на воздействие на разнополую аудиторию. Признавая языковые различия между полами, рекламодатели могут усилить свое воздействие на целевую аудиторию. В исследовании делается вывод о том, что современная гендерная лингвистика в значительной степени определяет рекламные стратегии: мужская реклама подчеркивает силу и напористость, в то время как женская - открытость и эмоциональную связь. Это исследование подчеркивает важность учета гендерных различий в речевом поведении при разработке эффективных рекламных текстов.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4632 СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»В РУССКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ 2024-12-02T12:07:11+00:00 Мзия Церцвадзе tsertsvadze.mzia@yu.edu.kz <p>&nbsp;</p> <p><strong>Аннотация:</strong> Исследование посвящено анализу концепта «жизнь\<strong>өмір</strong>», репрезентированного перимиологическими единицами русского и казахского языков. Концепт ««жизнь\<strong>өмір</strong>»» является одним из базовых в различных культурах.</p> <p>Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые освещен вопрос национально-культурной специфики концепта ««жизнь\<strong>өмір</strong>»» и его структурные особенностей в паремиологии русского и&nbsp; казахского языков .</p> <p>Объектом исследования являются паремиологические единицы русского и казахского&nbsp; языка, реализующие концепты ««жизнь\<strong>өмір</strong>»»</p> <p>В работе используются сравнительно-сопоставительный и описательный методы исследования, а также метод семантического анализа и приемы дефиниционного&nbsp; анализа. Работа вносит весомый вклад в разработку проблем изучения и сравнения русской и казахской паремиологических картин мира..</p> <p>&nbsp;</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4802 THE MASTER OF THEATER ART – ZHUMAT SHANIN 2024-11-27T11:58:11+00:00 Айнагуль Калиева kalieva.a1988@mail.ru <p><strong>Аннотация</strong>. В статье рассматривается общественно-политическая деятельность, творчество и жизненный путь Жумата Шанина — основателя национального профессионального театра казахов, директора и художественного руководителя театра, организованного в тогдашней столице страны, городе Кызылорда, а также видного общественного деятеля. Также обсуждается его вклад в развитие театрального искусства, включая подготовку молодых артистов и воспитание целой группы театральных деятелей. Исследование основано на фундаментальных научных трудах, монографиях и архивных документах, посвященных его роли как одного из основоположников драматургии и национального театра.</p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5097 СОЛТҮСТІК АРАЛ МАҢЫНДАҒЫ ЖАЛҒЫЗ-АҒЫМ ТҰРАҒЫНЫҢ ДОҢҒАЛ ТИПТЕС КЕРАМИКАСЫ 2024-11-27T11:53:35+00:00 Ыслам Құрманиязов yslam.kurmaniyazov@gmail.com Сауле Рахимжанова saule-rahim@inbox.ru Жанна Аккошкарова jan-adil@mail.ru Анна Ракутубе rakotobe.ann@gmail.com <p>Мақалада Жалғыз-Ағым тұрағының доңғал типтес керамикасының техникалық-типологиялық талдауының нәтижелері берілген. Керамикалық кешен А.А. Бобринский мен оның ізбасарлары қалыптастырған ежелгі қыш өндірісін зерттеудің тарихи-мәдени тәсілі шеңберінде зерттелді.</p> <p>Зерттеу жұмысы Жалғыз-Ағым тұрағының доңғал типтес керамикасында мәдени дәстүрлерді анықтап, басқа ескерткіштердің материалдарымен салыстыруға бағытталды. Берілген тип керамикасын зерттеу сол уақытта өмір сүрген көзешілер жаппай орташа темірленген сәл құмды саз-балшық қолданғандарын көрсетті. Саздардың құмдану деңгейін, лайлы саздарды және табиғи минералды қоспалардың құрамын зерттеу бастапқы иілімді шикізат көзінің бес шартты «орнын» анықтауға мүмкіндік берді. Қыш ыдыстарының қалыптау қоспаларын зерттеу Жалғыз-Ағым тұрағында доңғал типтес керамиканың жасалуы «саз+шамот+органикалық ерітінді» (70%) тәсілі бойынша басым екендігін көрсетті, ал қалған тәсілдер бірең-сараң тіркелді. Алынған нәтижелер бойынша осы қоныста сол уақытта өмір сүрген тұрғындар едәуір біркелкі болды деп қорытындылауға мүмкіндік береді. Қыш ыдысының бетін өңдеу үшін жұмсақ затпен қолмен тегістеу қолданылып, беті ангобпен боялған (100%). Зерттеліп жатқан қыш ыдыстарының арасында көзе пішінді ыдыстар жаппай кездеседі (70%), белдеу (52,9%) және тегіс (41,2%) элемент басым өрнек болып табылады.</p> <p>Осылай, зерттелген материалдар доңғал типтес керамиканың Батыс Қазақстанда да таралғандығын көрсетеді.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5065 ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И РЕЛИГИИ. 2024-11-27T11:53:57+00:00 Gulnara Muldasheva Kabgulu-65@mail.ru <p>В&nbsp; данной&nbsp; статье&nbsp; рассматривается&nbsp; сущность формирования религиозной личности как совокупность связей и познавательных, эмоциональных и действенных отношений с явлениями, обьектами религиозной жизни. Отмечается, что мир верующего формируется в рамках религиозной деятельности. Сделан анализ, как ценность может выступать как руководящее начало при активности самого субьекта религиозной деятельности.&nbsp; Проанализировано понятие «смысловая связь» через дилемму: грех-покаяние-спасение.</p> <p>Изучение&nbsp; соответствующей литературы по теме, позволило&nbsp; сделать вывод, что отношения личности с Богом, возникает в реальной жизнедеятельности человека, отражая отношения целей и обстоятельств совершения действий к мотивам и целям деятельности.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4806 «Вклад Шангерея в развитие культуры казахского народа» 2024-11-27T11:57:49+00:00 Назекет Сатдыкова nazken76@mail.ru <p><strong>Аннотация:</strong> В статье рассказывается о творчестве и общественно–политической деятельности Шангерея Бокеева-классического поэта, общественного деятеля, переводчика, мыслителя, который занимает свое место в истории казахского языка, а в казахской литературе проложил свой особенный путь.&nbsp; В свое время он построил роскошные и архитектурные дома из дерева, камня, медресе, школу, мечеть, где уделял внимание обучению детей своих родственников.&nbsp; Общественный деятель, который также занимался посадкой деревьев, садоводством, земледелием и разводил племенной скот, уделял особое внимание искусству, науке, образованию, литературе. Он переводил произведения русских классиков М. Лермонтова, Н. В. Гоголя.&nbsp; Помимо владения русским языком, Шангерей также овладел персидским, турецким и арабским языками в мусульманском медресе. В совершенстве овладеет французским языком. В 1911-1913 гг. казахская интеллигенция подняла вопрос о выпуске газеты «Қазақстан» в Приуралье.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>Кроме того, Ш. Бокеев владел искусством фототехники в Букеевских землях еще в ХІХ веке, что стало особенным вкладом в культуру казахского народа.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4749 THE ROLE OF THE "FOURKARASHA BI" РОЛЬСИСТЕМЫ"ЧЕТЫРЕХ КАРАША БИЕВ"ВГОСУДАРСТВЕННОМУСТРОЙСТВЕУЛУСАДЖУЧИ. 2024-11-27T11:58:52+00:00 Гүлнұр Нарымбет n.gulnur_85@mail.ru <p>Не знаяисторииУлусаДжучи, невозможнопонятьисториюКазахстана.Несмотряна большое количествоматериаловпоисторииЗолотойОрды, далеко не всеаспектыееисториидостаточноосвещены. В ходестатьи была определенавластьчетырехбиев в УлусеДжучи. ПроанализированаисторическаярольНогая,Едигея,Мамая трех Амировбектербека, правившихнаравнесханами, носившимифактическийханскийпрестол В Золотой Орде .Однойизфункцийбектербегибыладипломатия, и, хотя переписка была официальнопроведена от имениханаипоегопоручению,основныепереговорывелсамУлукКарашиБек,обсуждаяусловия договоров и инструктируяпослов.Судебнаявласть,особенно по светскимвопросам,сосредоточена в рукахвеликогоэмира.Крометого,бектербекпродолжалправитьодним из улусовЗолотойОрды.Всеэто делало Карачибеканетолькоодним из карачи Беков илиэмиромнадэмирами, но и ближайшимпомощникомивизиремхана ,ключевойфигуройгосударства, который держал в своихрукахвсенаправленияуправлениявоеннойсистемойимперии.Такаявластьпозволиласамымвыдающимсяизних(МамаюиЕдиге)самостоятельноуправлятьОрдой в отдельныепериодыистории при номинальномучастиихана.Значимостьстатьисама по себе можетслужитьосновой для выборасодержания при изучениилюбойисторическойличности,выступаявкачествеэталонаразвитойструктурызнанийоличности</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/1259 COVID-19 pandemic in Kyrgyzstan 2024-11-27T12:04:11+00:00 Samal Sagnaikyzy s.sarzhanovaaa@gmail.com <p>The COVID-19 pandemic shows and tests how developed the healthcare system is, their counteraction potential, the level of preparedness and the speed of emergency response. The healthcare system of Kyrgyzstan has shown complete failure in protecting citizens from coronavirus. Overcrowded hospitals, lack of medicines and equipment, shortage of doctors. This situation was common during the first wave of the pandemic. The governments of many countries around the globe could not cope with this situation and at this moment civil society and the volunteer movement joined in. It is obvious that on a global scale, the pandemic has affected the situation of men and women in different ways, limiting their economic opportunities and increasing the gender inequality and female suppresion. First of all, due to the loss of sources of income of females, including women-entrepreneurs, traditionally focused on the service sector, a large proportion of women workers at risk in the health, social welfare and education systems, increased household workload in quarantine conditions. In this article, we will try to reveal the relevance of this issue, based on the process of equal social partnership as a tool for coordinating interests between the government and representatives of all sectors of society to create a favorable climate in the post-crisis period.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5027 ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ 2024-11-27T11:55:01+00:00 Гулнар Кубесова zhanatkarasaev@mail.ru <p>В данной статье рассматривается роль интегрированного обучения в контексте преподавания современной географии. Интеграция географических знаний с элементами других научных дисциплин служит ключевым механизмом формирования у учащихся глубоких знаний о сложных явлениях современного мира. К преимуществам такого подхода можно отнести формирование критического мышления, развитие аналитических навыков и применение знаний в реальных ситуациях. Приведены примеры успешных интегрированных уроков, охватывающих такие темы, как картография, природная территория, биосфера. В статье также рассматриваются проблемы и перспективы внедрения интегрированного обучения в географическое образование, а также подчеркивается его важность для подготовки учащихся к решению сложных задач настоящего времени.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4406 ГЕОГРАФИЯ САБАҚТАРЫНДА “ТӨҢКЕРІЛГЕН ОҚЫТУ” ӘДІСІН ҚОЛДАНУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ 2024-11-27T12:02:22+00:00 Сәния Қуантаева saniyaaa200@gmail.com <p>Полностью объяснена концепция метода «перевернутого обучения». В сфере образования определена значимость данного метода для учителей и учащихся. Также анализируются преимущества и недостатки данного метода. Рассмотрена связь технологии обучения «перевернутое обучение» с таксономией Блума. Показаны особенности использования метода «перевернутого обучения» на уроках географии.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5016 К НОВОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ С УЧЁТОМ СОВЕДУЩЕГО ФАКТОРА И ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ 2024-11-27T11:55:24+00:00 Сергей Левыкин stepevedy@yandex.ru <p>Мамонт фаунасының кеш плейстоцендік диапазоны шегінде Солтүстік Еуразияның далалық аймағында және онымен байланысты географиялық аймақтарында өзіндік көпжылдық зерттеулердің нәтижелері және отандық географияның классикалық еңбектерін жалпылау негізінде Солтүстік Еуразияның физика-географиялық аймақтарын жаңа саралау ұсынылды. Солтүстік Еуразияны аймақтарға бөлу антропоцентризмнен, табиғатты қорғау және географиялық актуализмнен және табиғатты жетілдіру парадигмасынан бас тартуды, табиғи қауымдастықтардың жастығы мен аяқталмауын мойындауды ұсынады. Табиғи аймақтарды қалыптастыруда мамонт фаунасының болмауының негізгі рөлін мойындау ұсынылды. Аймақтың пайда болуының жетекші факторы мен делектерраның тұжырымдамасы негізделеді-мұндай фактор климатқа рұқсат етілген бірқатар ландшафтты таңдауды анықтайтын географиялық қабықтың учаскесі. Тундра аймағын, дала мегарегионын және оларды байланыстыратын меридиандық дәліз ретінде "аяқталған ылғал айналымы аймағын" қамтитын Дала және потенциалды дала тәрізді Ландшафттардың үштік дизайны негізделеді және ұсынылады. Солтүстік Еуразияның табиғи қауымдастықтарын мамонт фаунасының тірі қалған элементтерін және олардың экологиялық аналогтарын енгізу арқылы аяқтау қажеттілігі танылады, мұндай құрылыстың арнайы географиялық аймақтар үшін бас бағыттары ұсынылады.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4646 СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ 2024-11-27T11:59:33+00:00 Baldai01 baldai@mail.ru <p><strong>Аннотация.</strong> В данной статье речь идет о структуре экономики и экономическом развитии Республики Южная Осетия. Дан общий обзор физико-географического положения страны, а также описание современного социально-экономического развития.</p> <p>Республика Южная Осетия расположена в самом сердце Кавказа, на стыке Азии и Европы, и занимает южные склоны Большого Кавказа и предгорья Картлийской равнины. Площадь 3900 км<sup>2</sup>.</p> <p>Основной вклад в развитие экономики государства вносит легкая промышленность. Вокруг столицы Цхинвали расположен ряд промышленных объектов. Хорошо развиты филиалы предприятий по производству строительных материалов. Пищевая промышленность составляет 23%. Имеются металлообрабатывающая и деревообрабатывающая промышленность. Имеется несколько машиностроительных предприятий.</p> <p>Республика Южная Осетия — аграрная страна, хотя под сельское хозяйство используется менее 10% ее территории. Основные продукты питания — крупы, фрукты и виноград. Сохраняется лесное хозяйство и животноводство.</p> <p>В животноводстве развернуто скотоводство и свиноводство молочно-мясного направления.</p> <p>По данным транспортного комплекса, на дорогах страны находятся автомобильный, воздушный и железнодорожный транспорт.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5028 ПЕРЕРАБОТКА СВЕРБИГИ ВОСТОЧНОЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ 2024-11-27T11:54:42+00:00 З Икрамкулова ikramkulovaz@gmail.com <p>В этой обзорной статье рассматриваются аспекты и значение использования растения восточной свербиги в качестве лекарственного сырья. Для поиска научных статей использовались базы данных Pubmed, КиберЛенинка, eLIBRARY, Scopus. В статье подробно рассматриваются особенности, сфера применения и географическое распространение восточной свербиги. Исследования показывают, что восточная свербига содержит полезные вещества, такие как микроэлементы, флавоноиды, дубильные вещества и многое другое. Эти вещества обладают противовоспалительным, антимикробным и антиоксидантным действием, что делает восточную свербигу эффективным средством в борьбе с различными заболеваниями. Выводы статьи подчеркивают большое значение восточной свербиги как лекарственного растительного сырья для медицины и фармацевтики.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4949 МАРКЕТИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЭКОЛОГИИ: КАК ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЕНЯЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ 2024-11-27T11:57:01+00:00 Marzhan Mynzhasarova marzhan.mynzhasarova@gmail.com <p><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">В статье рассматривается вопросы </span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU"><strong>м</strong></span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">аркетинга с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в экологии, то есть технология ИИ, которая меняет экологический брендинг. Проводятся анализ и исследования о необходимости устойчивого развития предприятия, по производству брендовой продукции, предлагающие экологические чистые продукты, а также приверженность потребителей к экологическим стандартам. Это создает новые вызовы и возможности для предприятий, стремящихся сохранить конкурентоспособность на рынке.</span></span></span></p> <p><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">Предприятия, стремящиеся соответствовать этим ожиданиям, вынуждены разрабатывать экологические бренды и внедрять "зеленые" стратегии в свою деятельность. Поэтому, развитие технологий ИИ открывает новые горизонты для предприятий, стремящихся выстроить эффективную экологическую маркетинговую стратегию. Это позволяет не только производить экологичные продукты, но и эффективно продвигать их, улучшая взаимодействие с потребителями.</span></span></span></p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4904 Махамбетов М.Ж., Изимова Р.И. ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ 2024-11-27T11:57:27+00:00 Мурат Махамбетов muratkim.87@mail.ru <p>При оценке процессов деградации земель по Атырауской области выявлены восстановление ранее деградированных земель. С 1991 по 2023 годы в Атырауской области наблюдается улучшение экологического баланса, что можно объяснить снижением антропогенной нагрузки на ранее деградированные земли. Выявлены глубинные причины восстановления земель в регионе и приведены основные сравнительные показатели. Показана степень восстановления деградированных земель в Атырауской области.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5030 БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ВЫДЕЛЕНИЯ ЭКДИСТЕРОИДОВ ИЗ ПОВЕРХНОСТНОЙ ЧАСТИ СИЛЕНА БРАУИКИ 2024-11-27T11:54:21+00:00 М Тынықұлов tynykulov_mk@enu.kz <p>Исследован процесс получения экдистерона из надземной части Silene brahuica с использованием 90% этанола в качестве экстрагента. В первую очередь определены оптимальные условия: размер частиц сырья — до 5 мм, температура процесса — 20-30 °C. Предложена 5-кратная экстракция. Для очистки экстракта используется последовательная жидкостная экстракция: после разбавления экстракта водой его трижды обрабатывают экстракционным бензином для удаления гидрофобных примесей, затем для удаления гидрофильных примесей экстракт шесть раз обрабатывают бутанолом. Для сушки вещества силекбин на сухой остаток водного раствора в соотношении 1:2 использовалась микрокристаллическая целлюлоза. Разработанная технология получения адаптогенного и иммуномодулирующего препарата «Силекбин» была протестирована на полупромышленных установках Института химии растительных веществ.</p> 2024-09-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ