https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/issue/feed Вестник ЗКУ 2024-07-02T10:13:57+00:00 Менеджер wku.bulletin@gmail.com Open Journal Systems <p align="justify">Издается с 2000 года. Выходит 4 раза в год.</p> <p align="justify">Свидетельство о регистрации издания № 971-Ж от 07.12.1999 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о перерегистрации №1432-Ж от 09.08.2000 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства №11389-Ж от 26.01.2011 г. выдано Комитетом информации и архивов Министерства связи и информации РК.</p> https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3672 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 2024-07-02T10:12:59+00:00 Федор Собянин krist_00@list.ru <p>Представлены результаты изучения уровня физической подготовленности обучающихся в одной из сельских школ России. Цель исследования – выявить характерные особенности физической подготовленности учащихся сельской школы и сравнить их с требованиями Программы физического воспитания для 1-11 классов. Основными методами исследования были анализ документов, анализ литературы, тестирование физической подготовленности школьников, сравнение уровней физической подготовленности учащихся, вычисление достоверности различий по t-критерию Стьюдента. Выявлены различия уровней физической подготовленности между сельскими школьниками разного возраста, различия между показателями тестирования сельских школьников по разным физическим качествам, недостатки в состоянии физической подготовленности детей, их позитивные характеристики, сравнительные данные между мальчиками и девочками в сельской школе. Полученные данные имеют практическое и методическое значение для научно обоснованного педагогического контроля за физической подготовленностью сельских школьников. Они дают основание для эффективного планирования физической подготовки обучающихся на занятиях по физической культуре в условиях сельских школ России и могут иметь ценность для сельских школ других стран.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3676 VIRTUAL CONCERT HALL MODULE IN AUGMENTED REALITY: HYBRID EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE ARTS 2024-07-02T10:12:33+00:00 Ольга Ворфоломеева olga.vorfolomeyeva@wku.edu.kz <p>Scientific research in the field of professional education in the arts field shows rather limited training technologies for adaptation to public stage performance. For the most part, they touch upon the theory and practice of creative psychology, and in the real situation of training are concentrated in individual classroom practice with the absence of an auditorium. The conducted research shows the effectiveness of soft skills development in the situation of public concert performance of an artist on stage with the help of professionally oriented module of audio-visual immersive content for work in AR software. This was made possible by the combination of the situational module of the Virtual Auditorium (VA) Virtual Concert Hall incorporated into the AR technology framework, which provided the maximum necessary auditory learning accessibility, repeatability, variability and, ultimately, the formation of a professionally orientated systematic public concert performance skill of the product user. The study has shown that 1) the application of a simulator-type module of a virtual VA audience (Concert Hall) with the help of augmented reality glasses (AR glasses) contributes to the effective consolidation of stage performance skills, facilitates adaptation to the conditions of real stage practice; 2) the developed dynamic 3D content moves the reference point of the solution of this problem from the field of personality psychology to the immersive audiovisual space of public performance at the educational stage of art programs preparation. The development of this module is aimed at creating an application with new characteristics available for a wide range of devices: computers, smartphones, tablets, VR for use by participants of the educational process of arts direction.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3674 ОРТА БУЫН СЫНЫП ОҚУШЫЛАРЫМЕН ТҰРҒЫЛЫҚТЫ – МЕКЕН ЖАҒДАЙЫНДА КӨГАЛДАНДЫРУ ЖҰМЫСТАРЫН ЖҮРГІЗУДІҢ ТЕХНОЛОГИЯСЫ 2024-07-02T10:12:45+00:00 алия бекболатова alya.bek@mail.ru <p>Оқушыларға сапалы білім беріп, денсаулықтарын нығайту негізінде тәрбиелеуде мектеп маңында жүргізілетін көгалдандыру жұмыстарының маңызы зор. Осыған байланысты қазіргі таңда негізгі өзекті мәселе – қоршаған ортаны қорғау болып табылады. Осыған байланысты ағаштар отырғызу, түрлі гүлді-декоративті өсімдіктерді өсіру, жалпы көгалдандыру жұмыстарын жүргізудің маңызы зор. Мектептегі берілетін теориялық білім практикалық дағдылармен ұштастырылады. Практикалық дағдылар жалпы мектеп маңы үлескісіндегі жұмыстар негізінде жүзеге асырылады. Мектеп маңы үлескісіндегі жұмыстардың негізгі мақсаты – қоршаған ортаны тазарту жолында көгалдандыру жұмысын жандандыру. Негізгі міндеттері – әртүрлі ағаштар мен түрлі гүлді өсімдіктерді отырғызып, Отанын сүйетін, табиғатты аялайтын, қоршаған орта тазалығы жолында барлық күш-жігерін аямай еңбек ететін азаматтарды тәрбиелеу. Өсімдіктерді күтіп – баптау жұмыстарын жүргізу нәтижесінде оқушылар әдемілікті бағалау және түсіне білуге үйренеді. Бұған қоса келешекте кейбір мамандықтар туралы практикалық түсініктері қалыптасады. Осы уақыттан бүгінгі күнге дейін мектеп маңындағы үлескіде жұмыс істеу мектеп мүғалімдерінің негізгі сабақтан тыс жұмыстарының бірі. Мектеп маңындағы үлескілердегі іс-шараларды жоспарлау және ондағы жұмыстарды ұйымдастыру, өсімдіктерді күтіп-баптау, атқарылған жұмыстар бойынша нәтиже шығару мұғалімдердің қосымша атқарып жатқан жұмыстарының негізі болып табылады. Топырақ және климат жағдайына бейімделген гүлзарлар мен газондарға арналған өсімдік түрлері, көкөніс дақылдарының негізгі іріктемелері,ағаш және бұта түрлері өсіріледі.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2922 THE METHODOLOGY OF USING INTERNET MEMES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS 2024-07-01T10:19:28+00:00 Вероника Суворова surovaveronika2@yandex.ru Карлыга Утегенова karlyga@bk.ru <p>Актуальность исследования обусловлена возрастанием объемов информационного потока в современных реалиях, что подразумевает внедрение новых методик в образовательный процесс. Клиповость мышления подростков XXI века, которое характеризуется алогичностью, фрагментарностью, визуализацией поступающей информацией, требует адаптации реалий: видоизменения формата изложения и применение при обучении ярких четких образов. Потребность в усовершенствовании и интерпретации учебного материала, который получают обучающиеся, позволяет включение в урок интернет-мема как вспомогательного средства приобретения и закрепления предметных знаний при обучении языковым дисциплинам. В данной статье рассматриваются методические аспекты использования интернет-мема. В рамках настоящего исследования был проведен педагогический эксперимент, который доказывает целесообразность использования предлагаемой методики. Авторы приходят к выводу о росте уровня усвоения учебной информации на уроках с использованием интернет-мема, следовательно, и повышении качества знаний. Исследование позволит учителям-предметникам применить методы, описанные в статье, и усовершенствовать качество преподавания.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3596 МЕТОДЫ ГЕЙМИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 2024-07-01T10:14:55+00:00 Елена Популях lena_ru1@mail.ru <p>Геймификация – это процесс применения игровых механик и элементов в неигровых ситуациях, с чтобы мотивировать и увлечь участников. Геймификация активно вошла в образовательный процесс при дистанционном обучении, и стала важной не только для онлайн- и электронного обучения, но и для устранения проблем поддержания мотивации, учащихся в условиях очного обучения, где они подвержены множеству отвлекающих факторов.</p> <p>Этот подход зародился из мира видеоигр, при этом важно понимать, что использование обычных игр, будь то настольные или видеоигры, не является геймификацией. Геймификация – это более широкий процесс, направленный на достижение образовательных целей через игровые элементы.</p> <p>Проведенный опрос среди 153 учащихся 10-17 лет показал, что большинство из них оценивают уроки с геймификацией положительно и считают их интересными для обучения. Результаты опроса педагогов также показали, что игровые элементы стимулируют интерес и мотивацию учащихся, а также способствуют более глубокому усвоению учебного материала.</p> <p>В статье анализируется важность применения методов геймификации в современном образовании с учетом растущего влияния цифровых технологий и увлечения учеников играми. Рассматриваются недостатки и преимущества использования игровых элементов в учебном процессе и их влияние на мотивацию и интерес учеников.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2939 ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «6В05301-ХИМИЯ» 2024-07-01T10:19:12+00:00 Алма Барахат baraxatalma@gmail.com <p><span class="s2"><span class="bumpedFont15">В статье обсуждается вопрос формирования исследовательской компетентности студентов будущей профессии химика-исследователя. В последнее время, как показатель качества квалификации в процессе обучения, основным требованием обучения выпускника вуза является ориентация на компетентностный подход, который определяет основное направление обучения. В отечественных и зарубежных научно-методических работах установлено, что одной из ключевых компетенций является исследовательская компетенция, важнейшая составляющ</span></span><span class="s2"><span class="bumpedFont15">ая подготовки будущих студентов </span></span><span class="s2"><span class="bumpedFont15">химиков-исследователей. В статье показано значение и роль формирования исследовательской комп</span></span><span class="s2"><span class="bumpedFont15">етентности будущего специалиста </span></span><span class="s2"><span class="bumpedFont15">химика-исследователя. Формирование исследовательской компетентности студентов специальности химик-исследователь с помощью лабораторных работ раскрывается значение осуществления исследовательской деятельности. </span></span><span class="s2"><span class="bumpedFont15">Также дается краткое определение компетентностного подхода в обучении и понятия «компетентность», «компетентность исследования». В статье излагаются компоненты исследовательской компетенции и формирование исследовательских</span></span> <span class="s2"><span class="bumpedFont15">умений обучающихся через технологию проектного обучения.</span></span></p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2991 ағылшын 2024-07-01T10:18:20+00:00 Жанаргул Нәбиева nabi.zhanar@inbox.ru Гулжан Ергалиева e77ASK@yandex.ru <p>This article discusses ways to educate the spiritual and moral values of Primary School students on the basis of local history values. A description of fundamental research on the basics of value orientation, problems of virtue, personality formation is given. In the modern educational process, the problem of preserving moral values, educating the individual, formed on the basis of spiritual awareness and behavior towards his native land, is studied theoretically and experimentally, the results of which are outlined. Today, it is important to form a sense of patriotism in students, strengthen interethnic harmony, unity, cooperation, and peace based on morality. The revival of the values of society objectively requires universal qualities, which are considered the main core of human life-morality, punctuality, honor and honor, duty and responsibility, good deeds. Based on this, the main goal of our society is to bring to light the spiritual treasures of the heart of the student, instilling his own spiritual and civic values, to develop the existing values in him in order to improve each child as an individual who deeply learns the history of his native land, which proves the relevance of research.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2902 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ФИЗИКЕ 2024-07-01T10:19:45+00:00 Сауле Ашикпаева lady_s111@mail.ru Алман Кушеккалиев alman_k@mail.ru <p>В данной статье освещается важная роль, которую играет современное содержание учебников по физике в образовательном процессе. Основным инструментом образования продолжает быть учебник, причем эффективность и успех обучения в значительной степени определяются качеством содержания данного учебника. Проанализированы различные задачи, представленные в этих учебниках, выявлена их роль в формировании знаний учащихся. Отмечается, что изменения в содержании учебных программ сопряжены с динамикой развития науки и техники, а также с социокультурными потребностями общества. В последние десятилетия в Республике Казахстан произошли радикальные преобразования в системе образования, охватывающие не только содержание учебных материалов, но и структуру, и оформление учебников. Общее направление этих изменений направлено на соответствие современным образовательным требованиям. Текущие учебники по физике предлагают разноуровневые задания, экспериментальные и творческие задачи, которые способствуют активизации познавательной активности учащихся и развитию интереса к предмету. Обращено внимание на погрешности в заданиях, способствующих&nbsp;&nbsp; глубокому анализу условия, а также расширению понимания физических явлений, процессов, и физического смысла используемых в науке величин.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3592 THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE USE OF COGNITIVE AND CREATIVE POTENTIAL IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER USING A DIGITAL TEXTBOOK 2024-07-01T10:15:44+00:00 Айдана Нұрлыбекқызы ai_er_anuar@mail.ru <p>The article discusses the current state of the use of electronic resources in the system of modern foreign language education. In today's digital age, electronic resources have become an important pillar in the field of education, providing students with a wide variety of learning resources and learning methods. From online platforms to distance learning, the use of electronic resources is gradually changing the face of traditional English language education. The article discusses the results of research on the current state of the use of digital textbooks in modern foreign language &nbsp;education and its role in education, tasks and directions of future development.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; With the continuous development of technology, the field of education is also undergoing major changes. In the field of English language teaching, the use of electronic resources has become an indispensable part of teaching. Through online classes, virtual experiments, students can intuitively understand language concepts and improve learning efficiency.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; In this era full of opportunities, an in-depth discussion of the current state of the use of electronic textbooks in modern foreign language education will not only help to better understand the dynamics of educational development, but also contribute to the disclosure of their effectiveness in education.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3593 THEORETICAL ASPECTS OF THE USE OF THE FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF FUTURE ENGLISH TEACHERS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY 2024-07-01T10:15:28+00:00 Анаргул Шуйншкали anarkin00@mail.ru <p>The article deals with the requirements for a modern teacher of foreign languages in the context of digital education. The article presents the system of training students – future teachers of foreign languages – who have digital competencies, and describes the experience of developing digital competencies in lecturers at the Institute of Language and Literature.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3595 THEORETICAL ASPECTS OF THE USE OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF FUTURE LINGUISTS BY THE TECHNOLOGY OF DEVELOPING CRITICAL THINKING 2024-07-01T10:15:12+00:00 Заманбек Шуйншкалиев shuinishkali.zaman@gmail.com <p>The article analyzes the methods of using critical thinking technology in order to improve the linguistic competence of students. The issue of the effectiveness of using critical thinking technology to form the communicative competence of students of non-linguistic universities in teaching a foreign language.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3597 МАКРОКОНЦЕПТ МИР В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ 2024-07-01T10:14:39+00:00 Анна Родичева annarodicheva@mail.ru <p>Основная цель статьи – составить список понятийных признаков макроконцепта <em>мир</em> в период XI – XIX вв. Задачи статьи: 1. Изучить словарные статьи «мир», «мирный», «мирно» в словарях, представляющих данный период; 2. Выявить понятийные признаки макроконцепта <em>мир</em> указанного периода; 3. Сопоставить их с мотивирующими признаками; 4. Сгруппировать выделенные признаки в соответствующие тематические блоки. Научная новизна работы состоит в первом опыте описания понятийных признаков макроконцепта <em>мир</em> с позиции диахронии. Актуальность проводимого исследования заключается в определении понятийных признаков, появившихся в структуре в данное время в русской лингвокультуре, сопоставлении их с мотивирующими в аспекте перехода в статус понятийных. Был определен список, состоящий из 115 понятийных признаков макроконцепта <em>мир</em>, 20 их них являются символическими (‘вечный’, ‘вышний’, ‘горний’, ‘дольный’, ‘мироправитель/ миродержец’ (‘бог’), ‘Вселенная’, ‘древний’ ‘дьявол’, ‘духовный’, ‘душа’, ‘жизнь’, ‘звезда’, ‘космос’, ‘мироздание’, ‘небо’, ‘подсолнечный’, ‘потусторонний’, ‘природа’, ‘род (человеческий)’, ‘свет’). В указанный период в структуре макроконцепта <em>мир</em> появляется 90 новых понятийных признаков. Обнаруженные понятийные признаки макроконцепта <em>мир</em> можно представить в виде 17 тематических блоков: 1. Космос; 2. Люди; 3. Качества характера; 4. Лад; 5. Бог и небожители; 6. Эмоции и эмоциональное состояние; 7. Жизнь; 8. Время; 9. Оценка; 10. Материя; 11. Ментальные проявления; 12. Земля; 13. Государство и социум; 14. Иной мир; 15. Внутренний мир; 16. Этика и религия; 17. Слово; 17. Форма.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2851 THE CONCEPT OF «PATH» AS A BASIC CONCEPT OF ETHNOCULTURE 2024-07-01T10:20:03+00:00 Томирис Айшенова ayshenova@bk.ru <p><em>&nbsp;В настоящей работе рассмотрена проблема репрезентации базовых концептов этнокультур как способа достижения адекватной межкультурной коммуникации. Вербализация в языке культурных убеждений можно рассматривать как отражение мировидения народа в аксиологическом аспекте. Авторами проанализирован к</em><em>онцепт «путь – </em><em>жол</em><em>&nbsp;– </em><em>path</em><em>», являющийся </em><em>одним из базовых концептов в анализируемых лингвокультурах. В целях выявления семантического поля концепта проведен паремиологический анализ, также приведены примеры этнокультурных обычаев в русской, казахской и английской культурах. Проведенное исследование позволяет вычленить как </em><em>универсальные черты, так и этно</em><em>культурные особенности искомых народов</em><em>. Результаты исследования дали возможность прийти к выводам о некоторых универсальных и специфичных чертах. Семантическое поле русского и казахского языков оказалось гораздо обширнее, чем в английском языке, где у концепта «путь» выявлено гораздо меньше коннотаций. Замечено, что в русской и казахской лингвокультурах особое внимание придается проводам и различным напутствиям. Исходя из этого, авторы считают, что в русской и казахской лингвокультурах концепт «путь» обладает большей сакральностью, чем в английской, что приводит к заключению: анализируемый концепт базовым в русской и казахской лингвокультурах, а в английской он находится на периферии.</em></p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2986 И, например, собственный, поэтом РИТОР-ПЕДАГОГ С ХАРАКТЕРОМ МАХАМБЕТ БАБА 2024-07-01T10:18:37+00:00 Abat Kdirshaev abat.satybaiuly@mail.ru <p><em>В статье подробно рассказывается о личности педагога-ритора с характером Махамбета бабы. Впервые наш предок будет определен в контексте великого учителя нации, личность поэта будет отражена в образе национального достояния, педагогического деятеля независимой страны. Также в статье будет проанализирована культура воспитания патриотической личности в воспитании целого поколения педагогических профессий. Для современного ритора-учителя характерны ораторская этика, ораторское мастерство, ораторская эрудиция, ораторская импровизация. Анализируются организационные, дидактические, рецептивные, коммуникативные, исследовательские, научно-познавательные особенности педагогической способности, присущие ритору-педагогу. В результате будет представлена модель личности педагога-ритора с характером Махамбета баба, которая является областью искусства, реализуемой красноречием и способствующей всем достижениям в словах.</em></p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3599 ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 2024-07-01T10:14:20+00:00 Гульнар умарова umarova111@mail.ru <p>Статья отражает результаты исследования проблемы Востока, восточных мотивов в европейской, русской поэзии эпохи романтизма в сопоставлении с отображением восточных мотивов в поэзии серебряного века в русской литературе в начале двадцатого столетия. Отмечается общее и отличие в художественных текстах темы Востока и восточных мотивов у европейских и русских поэтов-романтиков. Дается описание сравнительного анализа присутствия феномена Восток и восточных мотивов в произведениях поэтов серебряного века.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </strong>В статье доказывается мысль о реальном погружении поэтов символистов, акмеистов, футуристов и других, в отличие от романтиков, в мир восточной философии, поэзии. Сообщается об изучении поэтами начала двадцатого века миропонимания поэтов восточной культуры. Выявляется концептуально принципиальная новизна в отображении ими феномена Восток, открытие ими поэзии Китая, Японии, Индии и др. Говорится об особенном восприятии поэтами серебряного века скифов как детей свободной природы и скифства как стихийного явления, несущего очищение.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Статья содержит сообщение об индивидуальном художественном стиле почти каждого из поэтов эпохи серебряного века, на который оказали воздействие глубинные традиции восточной поэзии. В.Соловьев отмечает синтез культуры Востока и Запада; Д.Мережковский – «религию без Бога, религию земную, безнебесную» в Китае, способной привести к «некатастрофичному исходу» в истории человечества; Н.Гумилев восхищен «садом цветов» в персидской поэзии как символом истины об единстве человека с природой, мирной деятельности человека, не стремящегося к войне, уничтожению всего живого; К.Бальмонт – восхищение цветущими растениями, подобно в японской поэзии, как символ приближения к божественному; В.Хлебников&nbsp; – позитивные силы, хранящиеся в Востоке для будущего; историко-национальный потенциал Азии для человечества и др.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3108 DIE JUGENDSPRACHE UND IHRE BESONDERHEITEN 2024-07-01T10:17:30+00:00 Кльжиян Шунайбекова shunaybek07@mail.ru <p><strong>Мартин Арндт, Шунайбекова К</strong><strong>льжиян</strong></p> <p><strong>МОЛОДЕЖНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ</strong><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </strong></p> <p><strong>Аннотация</strong><strong>.</strong> Научная статья авторов доктора Филологии Мартина Арндта (Германия) и старшего преподавтеля Шунайбековой К. М. (Казахстан) "Die Jugendsprache und ihre Besonderheiten" Немецкий молодежный сленг и его особенности. В данной статье рассматривается употребление и основные характеристики немецкого молодежного сленга, его основные черты и влияние на современный немецкий язык. Сленг употребляется различными слоями население, но предпочтительно представителями молодого поколения: в студенческой среде, занимающийся в сфере досуговой деятельности, блогерства и т.д. Реже применяют молодежный сленг представители более высшего социального слоя. Молодежный немецкий сленг имея свою экпрессивную семантическую окраску пополняет словарный запас современного немецкого языка.</p> <p><strong>&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</strong><strong>Ключевые слова:</strong> немецкий молодежный сленг; молодежная лексика в Германии; языковые особенности молодежного сленга; популярные фразы и выражения в немецком молодежном сленге; эволюция молодежного сленга в Германии; социокультурные аспекты сленга; использование молодежного сленга в современной немецкой культуре.</p> <p>&nbsp;</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3037 TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION 2024-07-01T10:17:46+00:00 Раиса Шамгонова raisa-shamgonova@mail.ru <p>Inclusive education implies ensuring equal access of students to the educational process, taking into account the diversity of their educational needs and individual opportunities. The article deals with the specifics of teaching a foreign language in conditions of inclusion. The role of a foreign language in the implementation of the inclusive approach of schoolchildren with developmental peculiarities lies in the possibility of developing the child's personality, stimulating his needs for the discovery and understanding of the world around him and himself, as well as his socialization. In the article it is proposed to use the principle of individualization of the educational process, the creation of an educational environment that assumes the achievement of success, and also take into account the specific features of the cognitive functions of the child.</p> <p>The article also discusses the problem of organizing the educational process in order to form intellectual competencies of pupils with disabilities during foreign language classes at school.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2795 ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2024-07-01T10:20:19+00:00 Светлана Беркина s.berkina@mail.ru <h1>Аннотация. В данной статье рассматривается проблематика формирования функциональной межкультурной коммуникативной компетенции на уроках русского языка. В настоящее время в условиях процесса глобализации навык межкультурной коммуникации становится все более актуальной компетенцией. Для эффективного общения с представителями других культур необходимо уметь понимать и уважать их культуру. На уроках русского языка важно, чтобы ученики не только усваивали языковые знания и навыки, но и развивали свою межкультурную компетенцию. Для этого важно создавать условия для обсуждения культурных особенностей различных народов, использовать в учебном материале тексты и задания, которые помогают понимать различия между культурами. В данной статье также предложен комплекс упражнений, направленный на формирование функциональной межкультурной коммуникативной компетенции на основе развития навыков письма.</h1> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/2941 А ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА И РОССИИ) 2024-07-01T10:18:54+00:00 Мирбулат Нуртазин nurzko@mail.ru <p><strong>Аннотация: </strong><em>Статья посвящена изучению институтов государственного управления и государственной службы. Рассмотрены законодательство и другие нормативные документы и материалы касающегося темы исследования. &nbsp;В статье дается теоретическое обоснование и раскрывается специфика принципов государственной службы двух стран, что указывает на актуальность и новизну темы исследования. Исследуемая тема будет интересна преподавателям, магистрантам и социологам, исследующим теорию и практику государственной и гражданской служб. В материале описываются законодательно закрепленные нормы принципов государственной службы Казахстана, а также государственной и гражданской службы Российской Федерации. Анализируются специфические подгруппы принципов, закрепленных в нормативных актах и применяемых в схожих управленческих схемах и процедурах. Авторы акцентируют внимание на том, что большое значение при оценке эффективности и результативности государственного управления имеет сравнительная характеристика системы менеджмента. На основании полученных данных были выявлены общие сходства формирования современных принципов института государственного управления и государственной, гражданской служб двух стран. </em></p> <p>&nbsp;</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3494 STUDY OF HE SCIENTIFIC HERITAGE OF THE SCIENTIST-HISTORIAN M.KOZYBAEV 2024-07-01T10:16:18+00:00 Кушкинбаева Акерке esbulatovna95@gmail.com <p>The article analyzes the life path and research works on the scientific and pedagogical activities of the scientist academician Manash Kabashuly Kozybaev.&nbsp; At the same time, the article examines the opinions and memories of the scientist’s contemporaries, friends, colleagues and government officials.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3493 АЛАШ ТҰЛҒАЛАРЫНЫҢ ИДЕЯЛЫҚ ҮНДЕСТІГІ 2024-07-01T10:16:34+00:00 Бактылы Боранбаева bbaktyly@list.ru <p>Мақалада Алаш қайраткерлері&nbsp; А. Байтұрсынов пен &nbsp;Ғ. Қараштың өмірі, қоғамдық - саяси қызметі&nbsp; мен шығармашылығы салыстырмалы ғылыми талдау негізіне алынған. Бір уақыт мезгілінде&nbsp; коммунистік&nbsp; партия қатарына қабылданған екі тұлғаның, 1919 жылдың соңынан бастап, ғылым, оқу-ағарту, өнер, баспасөз салаларындағы&nbsp; атқарған қызметтері сараланады. Ахмет Байтұрсынов пен &nbsp;Ғұмар Қараштың «Қазақ» және «Қазақстан» басылымдарында жарық көрген жер, ұлт, мәселесі, оқу-ағарту ісі, мемлекттік құрылыс сияқты маңызды мәселелер жөніндегі мақалаларының мазмұнына талдау жасалады.&nbsp; &nbsp;Екі тұлғаның редакторлығымен қазақ тілінде жарық көрген мерзімді басылымдардың демократиялық, реформаторлық идеяларымен, яғни әлеуметтік прогрестік, бағыттағы сапалылығымен ерекшеленетіні тұжырымдалады. Алаш қайраткерлері А.Байтұрсынов пен Ғ.Қараш &nbsp;қазақ&nbsp; халқын еуропалық мәдениетке үндеген, И.Гаспринскийдің жүйесі бойынша оқытудың&nbsp; жаңа әдісін қолдаған жәдидшіл тұлға ретінде қарастырылады. Ұлт ұстазы А.Байтұрсыновтың саласындағы еңбектері, Ғ.Қараштың « Педагогика» еңбегі салыстырмалы талдау нысанына алынады.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3492 АЛАШ ҚАЙРАТКЕРІ КӘРІМ ЖӘЛЕНОВТЫҢ ӨМІРІ МЕН ҚЫЗМЕТІ 2024-07-01T10:16:54+00:00 Альфия Сабиргалиевна Байбулсинова alfia_b11@mail.ru <p>Мақалада ХХ ғасырдың басындағы Алашорда зиялы қауымының ішінде белді тұлғалардың бірі, әлі де өз дәрежесінде зерттелмей келе жатқан, қазақ мектебі үшін математиканы оқытудың өзіндік әдістемелік жүйесін жасау ісіне орасан зор үлес қосқан&nbsp;көрнекті қоғам қайраткері, әдіскер-математик Кәрім Жәленовтің өмір жолы берілген. К.Жаленовтың өмір жолы мен қызметі, шығармашылығы құжаттар деректері, куәгерлер жазбалары және архив материалдар негізінде зерттелген.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3646 НОВЫЕ НАХОДКИ СТЕПНОЙ АГАМЫ TRAPELUS SANGUINOLENTUS (PALLAS, 1814) В АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 2024-07-02T10:13:57+00:00 Кажымурат Ахмеденов a.kazhmurat78@mail.ru <p>Представлен обзор мест встреч степной агамы на территории современной Атырауской области Казахстана. Они обозначены на карте, указаны географические привязки, координаты, даты и источники информации. Впервые опубликована достоверная информация о встречах вида севернее реки Эмба (Жем).</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3648 THEORETICAL AND CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS 2024-07-02T10:13:25+00:00 Эдуард Имашев eduard.imashev@gmail.com <p>The paper presents the results of a study of fundamental scientific works and scientific-analytical studies of foreign and domestic economic geographers and economists, revealing the theoretical and conceptual foundations of the spatial development of regions. The article shows the essence and features of the influence of the following theories and concepts on the spatial development of the region: the theory of central places; concepts for the development of problem (crisis, depressed, marginal) areas; theories of diffusion of innovations; concepts of poles and centers of growth (“polarized development”); theories of territorial production complexes; Japanese concept of technopolises; theories of geographical (territorial) industrial clusters; Russian concept of polarized development. Based on the considered theories and concepts, the goals and objectives of the spatial development of regions are formulated. It is concluded that these theories and concepts can contribute to the effective territorial organization of the economy and population, the spatial development of the regions of Kazakhstan based on the transformation and modernization of regional territorial socio-economic systems.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3649 ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ 2024-07-02T10:13:12+00:00 Эдуард Имашев eduard.imashev@gmail.com <p>В научной статье представлены результаты исследований трендов трансформации территориально-отраслевой структуры промышленности Мангистауской области. На основе использования 8 показателей выявлены изменения в отраслевой структуре и уровне развития промышленности административных районов Мангистауской области. Определено, что разные темпы прироста/убыли производства промышленной продукции за пятилетний период способствовало трансформации территориально-отраслевой структуры промышленности Мангистауской области. В территориальной структуре производства промышленной продукции значительно вырос удельный вес Каракиянского района, также увеличилась доля Бейнеуского и Мунайлинского районов, т.е. в тех административных районов, где прослеживаются наибольшие значения прироста объемов промышленного производства. Сократился удельный вес промышленности Тупкараганского и Мангистауского районов, территорий Актауской и Жанаозенской городских администраций. В Мангистауской области получили развития 13 отраслей промышленности. Отраслевые сдвиги в промышленности характерны для всех административных районах области. К примеру, выявлено, что в промышленности моногорода Жанаозен значительно выросла доля нефтедобывающей промышленности, увеличился удельный вес нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности, производства строительных материалов, гидроминеральной промышленности, черной металлургии и металлообработки, машиностроения, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, при сокращении доли газодобывающей промышленности, добычи строительного сырья, пищевой промышленности, легкой промышленности, теплоэлектроэнергетики. Рассчитанный индекс индустриального развития территории показал рост уровня развития промышленности в 5 и снижения в 2 административных районах области. На основе выявленных трендов предложены приоритетные направления территориально-отраслевого развития промышленности Мангистауской области с акцентом на развитие обрабатывающих отраслей</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3647 НОВЫЕ НАХОДКИ СТЕПНОЙ КОШКИ (FELIS SILVESTRIS LYBICA FORSTER, 1780) В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ 2024-07-02T10:13:38+00:00 Кажымурат Ахмеденов a.kazhmurat78@mail.ru <p>Статья содержит сведения по биологии и распространению степной кошки - представителя семейства кошачьих <em>Felidae</em> в Западно-Казахстанской области Казахстана. Приводятся все известные встречи степной кошки (<em>Felis silvestris lybica</em> Forster, 1780) на этой территории, собранные в период 2019–2024 гг., а также по опубликованным и архивным материалам. Дикая степная кошка – малочисленный вид, встречающийся на юге в правобережной части области. Единственная находка в левобережной части сделана в Каратобинском районе на песках Карагандыкум. Большая часть наблюдений этого хищника отмечена на территории Нарын-песков Волго-Уральского междуречья. &nbsp;&nbsp;</p> <p>По проведенному анализу видно, что ареал степной кошки меняется, а также вид испытывает антропогенное влияние. Полномасштабных исследований по распространению и численности степной кошки в настоящее время практически не проводится. Имеющиеся на настоящий момент данные являются отрывочными, необходимым и актуальным является в дальнейшем проведение исследований по изучению биологии и экологии степной кошки в Казахстане.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3244 DETERMINATION OF THE TOTAL ANTHOCYANINS AND CAROTENOIDS CONTENT IN LEAVES OF FRUIT AND BERRY CROPS COMMON FOR WESTERN KAZAKHSTAN. 2024-07-01T10:17:14+00:00 Гауһар Ұзақбай gohangirl07@mail.ru <p>Методом УФ-вид-спектрофотометрии проанализировано общее содержание антоцианов, общее содержание каротиноидов и общее содержание хлорофиллов <em>а</em> и <em>b</em> в листьях плодово-ягодных культур, распространенных в Западно-Казахстанской области. В работе изучено двенадцать видов растений. Содержание антоцианов в листьях варьировалось от 0,041 до 0,532 мг/г, каротиноидов – от 0,56 до 3,87 мкг/г сухой массы. Диапазон содержания хлорофиллов <em>а</em> и <em>b</em> был значительно шире (от 2,15 до 14,07 и от 1,8 до 9,1 мкг/г соответственно). Среди исследованных растений <em>R.canina</em> имеет самый высокий уровень содержания натуральных пигментов. Отмечается, что <em>P.armeniaca</em> является растением, наиболее богатым антоцианами, а <em>R.canina</em> и <em>A.ovalis</em>, в свою очередь, оказались наиболее богаты каротиноидами. Также установлено, что содержание пигментов зависит от вида растений, а содержание хлорофилла <em>а</em> превышает содержание хлорофилла <em>b</em> от 1,19 до 2,75 раз.</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3582 М.ӨТЕМІСОВ АТЫНДАҒЫ АГРОБИОСТАНЦИЯ АУМАҒЫНДА ҚҰМДЫ ЦМИННІҢ (HELICHRYSUM ARENARIUM) ҚАЗІРГІ ЖАҒДАЙЫ 2024-07-01T10:16:01+00:00 Кажгереева Аэлита aelitakab1@mail.ru <p>Биологиялық алуантүрлілікті түсінудің ең іргелі тәсілдерінің бірі түрлердің ценопоуляциясын зерттеу болып табылады. Мақалада М. Өтемісов атындағы агробиостанция аумағындағы құмды цминнің (Helichrysum arenarium) ценопопуляциясының қазіргі жағдайы зерттелген. Қазіргі уақытта құмды цмин популяциясына антропогендік факторларға, сонымен қатар құм карьерінің дамуына байланысты жойылып кету қаупі туындап отыр. Бұл зерттеудің нәтижелері осы түрдің өсуі мен дамуы үшін оңтайлы жағдайларды анықтауға, сондай-ақ оны сақтау шараларын жасауға көмектеседі.</p> <p>&nbsp;</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/3003 А Өсімдікті реттеуші заттардың тұқыммен көбейтудегі әсері 2024-07-01T10:18:03+00:00 Khanshaiym Senbayeva khanshaiym_senbaeva@mail.ru <p><strong>Аннотация.</strong> Эпоха общей жизни растений характеризуется понятиями рост и развитие. Вес и объем растения, количество и размер его органов и увеличение количества клеток, а также процессы образования новой протоплазмы называются ростом. Процесс роста представляет собой удлинение, широту, утолщение органов растения, увеличение объема, веса, а также новообразование и увеличение количества отдельных органов. Продолжительность жизни растения делится на два периода: рост и размножение. Первый-листья, стебли, корни в фазе роста интенсивно формируются, размножаются, ветвятся, переплетаются, формируются цветочные органы. На втором этапе растение цветет и плодоносит. После цветения растения изменяются физиологические и биохимические процессы в нем, снижается влажность отдельных органов роста, резко уменьшается содержание азотистых включений в листьях, происходит концентрация органических веществ в местах хранения, прекращается удлинение стебля. Понятие развитие растения отражает качественные физиологические и морфологические, биохимические изменения. Процессы качественных изменений в организме называются развитием, в этом случае возникают новые виды деятельности организма или новые формы. Например, увеличение количества листьев на побеге является явлением роста. Процессы развития считаются превращением семени в проросток, превращением меристематической клетки в проводящую тканевую клетку. Такие изменения характеризуют определенные стадии жизнедеятельности растения – онтогенез – юность, зрелость, периоды размножения, старения и остановки жизнедеятельности, обусловленные образованием в организме новых структур. В процессе выращивания растений можно использовать синтетические стимуляторы с небольшим промежутком времени, а также с обильным урожаем.&nbsp; В некоторых частях растений количество стимуляторов особенно велико: например, верхние меристемы стебля с ауксинами, листья с гиббереллинами, корни и зерно богаты цитокининами. Стимуляторы роста вызывают различные процессы роста, эти процессы включают активный рост растений, генеративное развитие, тропизмы, регенерацию и т. д.</p> <p>&nbsp;</p> 2024-03-25T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ