Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU
<p align="justify">Издается с 2000 года. Выходит 4 раза в год.</p> <p align="justify">Свидетельство о регистрации издания № 971-Ж от 07.12.1999 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о перерегистрации №1432-Ж от 09.08.2000 г. выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия РК.</p> <p align="justify">Свидетельство о постановке на учет периодического печатного издания и (или) информационного агентства №11389-Ж от 26.01.2011 г. выдано Комитетом информации и архивов Министерства связи и информации РК.</p> <p align="justify">В соответствии с приказами КОКСНВО МНВО РК от 22.10.2024 № 900 и от 30.10.2024 № 1002 наш журнал по направлениям «История», «География», «Экология» был включён в 3-й список научных изданий, предлагаемых КОКСНВО МНВО РК для публикации основных результатов научных работ.</p>ru-RUnauka-wksu@mail.ru (Алиби Аскарович)nauka-wksu@mail.ru (Ерлан Алипкалиев)Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000OJS 3.1.2.4http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss60PROBLEM-BASED LEARNING: A STRATEGY FOR CULTIVATING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SENIOR FOREIGN LANGUAGE LEARNERS
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5102
<p>Аннотация<br>В этой статье рассматривается внедрение проблемно-ориентированного обучения (PBL) в качестве эффективной стратегии для повышения коммуникативной компетентности среди учащихся старших классов, изучающих иностранные языки. Целью исследования является изучение того, как PBL может способствовать развитию основных языковых навыков с помощью совместной и интерактивной среды обучения. В разделе методологии описываются различные методы PBL, включая совместное обучение, ролевые игры, тематические исследования, симуляции, обучение сверстников и деятельность по решению проблем, которые предназначены для поощрения активной коммуникации и критического мышления на целевом языке. Хотя конкретные результаты исследований не представлены, в статье обсуждаются потенциальные преимущества PBL, включая повышенную вовлеченность студентов, улучшение беглости языка и улучшение межличностных навыков. Последствия для педагогов подчеркивают важность интеграции PBL в языковые программы для создания динамичного опыта обучения, который готовит студентов к реальному общению. В конечном счете, эта статья выступает за переход к более интерактивным методикам обучения в образовании иностранных языков для содействия более глубокому пониманию и практическому использованию языка.<br><br></p>Ғалия Есмурзаева
Copyright (c) 2025 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5102Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000НЕЙРОГИМНАСТИКА-ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5098
<p><em>В статье обсуждаются результаты научного исследования комплекса нейрогимнастических упражнений, разработанного полом И. Деннисом в Америке в 1970-х годах. Эти упражнения изначально предназначены для детей с умственной отсталостью, аутизмом и другими психическими расстройствами, включая детей, пострадавших в результате травм и болезней. Результаты исследования показали, что при использовании комплекса упражнений у детей наблюдалось значительное улучшение психических показателей. В частности, было обнаружено, что он способствует улучшению когнитивных способностей, внимания и памяти, а также психофизических показателей в целом.В статье описаны теоретические основы понятия нейрогимнастика. По мнению авторов исследования, применение таких упражнений в общеобразовательных организациях может способствовать повышению успеваемости детей, развитию способности к вниманию и повышению активности на занятиях. Исследователи подчеркивают, что развитие когнитивных способностей снижает трудности в процессе обучения и повышает уверенность ребенка в себе.В статье также представлены подходы и методические рекомендации по практическому внедрению нейрогимнастики. Приведены примеры различных упражнений и показаны способы их выполнения. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на концентрацию внимания, повышение мыслительных способностей и улучшение общего психологического состояния учащихся. Статья доказывает необходимость упрощения учебного процесса детей и укрепления их психологического здоровья посредством широкого применения нейрогимнастики в сфере общего образования.</em></p>Maiya Ayadzhan
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5098Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5076
<p>В данной статье рассматривается развитие лексических навыков с помощью игровых методов на уроках английского языка. Обсуждаются игровые методы, лексические игры и их роль в обогащении словарного запаса учащихся. Игровые методы рекомендуются как важное средство формирования лексических навыков, поскольку помогают учащимся запоминать новые слова и бегло их использовать. Кроме того, создаваемая в ходе игр атмосфера соревнования и активности, взаимодействия и сотрудничества повышает мотивацию учащихся к учебе. В статье описаны несколько видов эффективных игр для развития лексических навыков и объяснено положительное влияние каждой из них на процесс обучения. Например, анализируются методы обогащения словарного запаса учащихся и развития памяти с помощью таких игр, как «Go Fish», «Vocabulary Land», «Rolling Words».</p>Альбина Жулкашова, Нургул Тукешова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5076Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000Тенденции развития цифровых образовательных платформ для изучения английского языка
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4915
<p>В данном исследовании рассматривается роль цифровых образовательных платформ для студентов в контексте преподавания английского языка в Казахстане. В исследовании изучается, как цифровые инструменты способствуют развитию языковых навыков, таких как лексика, грамматика и произношение. Используя смешанный метод, включающий анкетирование и интервью с учителями и учащимися средней школы № 10 имени А. Байтырсинова города Уральска, исследование показывает, что интерактивные методы значительно повышают мотивацию и вовлеченность учащихся. Поскольку тема информатизации образовательного процесса является одной из самых актуальных и широко обсуждаемых. Использование цифровых ресурсов на уроках английского языка является одним из успешных современных педагогических методов обучения, позволяющих расширить понимание процессов и явлений изучения языка за счет повышения наглядности изучаемого материала с использованием 3D-моделей, интерактивных иллюстраций, симуляций образовательных процессов и выполнения совместных заданий и исследовательских проектов в школе.</p>Урасаева Жанна, Галия Кисметова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4915Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ФИЗИКА САБАҒЫНДА ИНТЕРАКТИВТІ ҚОСЫМШАЛАРДЫ ПАЙДАЛАНУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5140
<p>В статье рассматривается использование интерактивных приложений на уроках физики как инструмента повышения качества обучения и вовлеченности учащихся. Приведены примеры внедрения приложений в школьных условиях, анализируются их преимущества и влияние на понимание физических явлений. Основное внимание уделено таким инструментам, как симуляции, анимации и платформы управления обучением.</p>Нұрсәлима Қарағойшиева
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5140Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАТФОРМЫ LISAY: ФОКУС НА АУДИРОВАНИИ И УСТНОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5186
<p>Преодоление языковых барьеров в сфере обучения аудированию и говорению на иностранных языках является критически важным аспектом в современном образовании. В данной статье рассматривается роль платформы LiSay в этом процессе. LiSay представляет собой уровневую платформу, акцентирующую внимание на развитии навыков аудирования и устной речи в контексте изучения английского языка. Мы проводим обзор особенностей и функционала LiSay, а также представляем результаты исследований, демонстрирующие эффективность этой платформы в поддержке студентов в их усилиях по преодолению языковых препятствий. Кроме того, мы рассматриваем перспективы дальнейшего развития и использования LiSay в образовательной практике, а также обсуждаем возможные направления для будущих исследований в этой области. В анализе мы уделяем внимание вопросам персонализации обучения, роли адаптивных упражнений и методов обратной связи в обучении на платформе LiSay, а также рассматриваем влияние социокультурного контекста на эффективность обучения с ее использованием. Кроме того, мы освещаем роль LiSay в поддержке развития коммуникативных и межкультурных навыков у студентов, а также обсуждаем вопросы доступности и распространения этой инновационной образовательной технологии. В контексте развивающейся образовательной среды, эта статья вносит вклад в понимание современных тенденций в обучении иностранным языкам и выявляет перспективы использования LiSay в образовательной практике.</p>Samal Dyussebayeva, Айдана Доскельдина
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5186Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ПОДХОДЫ, МЕТОДЫ, ОБСУЖДЕНИЕ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5352
<p>Формирование компетенций учителей в рамках современной модернизации образования, наряду с оценкой уровня их развития и устранением существующих недостатков, считается одним из ключевых требований сегодняшнего дня. В данной статье рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности учителя и предлагаются методы определения уровня ее сформированности. Обсуждается актуальность методов оценки уровня развития профессиональных компетенций и их эволюция в наше время. Поскольку использование этих методов может дать значительные результаты, они закладывают основу для дальнейшего развития такой работы, ускоряя и поддерживая процесс, что является требованием времени. Основываясь на исследованиях исследователей в области образования, авторы предлагают оценивать уровень сформированности базовых компетенций учителей, позволяющих эффективно осуществлять образовательную деятельность, в следующих областях: личностные качества учителя; умение ставить задачи и цели образовательной деятельности; мотивация к учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программ образовательной деятельности и принятие педагогических решений; а также компетенции в организации учебной деятельности. Кратко охарактеризована каждая область. Такой подход поможет выявить проблемные аспекты деятельности преподавательского состава, создав предпосылки для разработки новых методов, программ и их применения.</p>Токтокан Курамаева
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5352Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5366
<p>Данное исследование рассматривает роль дидактических игр в улучшении процесса изучения иностранных языков, особенно в контексте преподавания английского языка в Казахстане. Исследование изучает, как обучение на основе игр способствует развитию языковых навыков, таких как лексика, грамматика и произношение. Используя смешанный методологический подход, включающий опросы и интервью с учителями и учениками средней школы №2 в городе Уральск, исследование показывает, что дидактические игры значительно повышают мотивацию и вовлеченность учеников. В то время как результаты подчеркивают преимущества интеграции игр в уроки — такие как создание динамичной учебной среды и поддержка процесса овладения языком — также рассматриваются и такие вызовы, как время на подготовку и управление классом. Исследование делает вывод, что дидактические игры могут быть весьма эффективным инструментом в обучении иностранным языкам при их осознанном использовании, предоставляя ценные сведения для педагогов.</p>Акерке Махамбетова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5366Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +000082-3(574) ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ И.ШУХОВА). ХАЛЫҚТАРДЫҢ ӨЗАРА ӘРЕКЕТІНІҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ МӘДЕНИЕТ АРАЛЫҚ ЖАҒДАЙДА (И. ШУХОВТЫҢ ӘДЕБИ МӘТІНДЕРІ ҮЛГІСІНДЕ).
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4900
<p><em> В статье освещается проблема взаимосвязи культуры народов и коммуникации. Подчеркивается мысль о том, что построение, реализация, совершенствование, передача, понимание и воспроизведение любой культуры совершается на основе определенной системы знаков и знаковых систем и коммуникации. Народы, овладевая определенными, особенными знаковыми системами, присущими только своему этносу, могут строить отношения с представителями иных культур, других народов.</em></p> <p><em> Особенности взаимодействия народов в межкультурном контексте исследованы в художественных текстах казахстанского русского писателя, уроженца Северного Казахстана И.П.Шухова, впитавшего с детства «коды культуры» не только своего народа, но и казахов, украинцев, среди которых формировалась личность будущего поэта. Художественные тексты писателя отражают знания, умения, навыки, формы поведения, традиции и обычаи, передающиеся от одного поколения другому в процессе коммуникации как родного, так и соседствующих народов, демонстрирующие характерные черты взаимодействия народов в межкультурном контексте.</em></p> <p><em> </em></p>Мадина Бекетаева
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4900Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000РОМАН УИЛКИ КОЛЛИНЗА «ЛУННЫЙ КАМЕНЬ»: ТЕМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5126
<p>Статья посвящена анализу романа Уилки Коллинза «Лунный камень» с акцентом на малоизученную тему биологического эксперимента в контексте викторианской литературы. Авторы, опираясь на историко-литературные и натуралистические подходы, исследуют, как воздействие лауданума становится ключевым элементом в развитии детективной интриги. Обсуждается влияние социальных и биологических факторов на поведение героев, что отражает интересы эпохи к медицине, наследственности и психологии. В статье также рассматриваются индийские мотивы и тема колониализма, играющие значимую роль в сюжетной структуре романа, а также многоголосое повествование как уникальный художественный приём, обеспечивающий многослойность текста. Работа подчеркивает значимость «Лунного камня» как произведения, выходящего за рамки детективного жанра и затрагивающего глубокие социальные и культурные вопросы.</p>Игорь Фролов, Наталья Осипьян
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5126Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000РОМАН УИЛКИ КОЛЛИНЗА «ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ»: ОБРАЗ ДВОЙНИКА
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5166
<p>Роман Уилки Коллинза «Женщина в белом» (1860) занимает особое место в творчестве писателя, сочетающего традиции английского реализма с элементами нового жанра – детектива. Коллинз развивает детективную форму, заимствуя её основы у Эдгара Аллана По и своего наставника Чарльза Диккенса, добавляя новаторские элементы, такие как множественные рассказчики. Центральный сюжет романа строится вокруг преступной подмены и мотива двойничества, которое становится ключевым для понимания художественного мира произведения. Образ двойника пронизывает роман: две героини (Лора Фэрли и Энн Кэтерик), два расследователя (Уолтер Хартрайт и Мэриан Холкомб), две преступные линии (подмена и подлог). Произведение базируется на реальном факте, заимствованном из судебной хроники, что связывает роман с натуралистической традицией, характерной для литературы XIX века. Однако Коллинз отказывается от строгого натурализма, утверждая, что литература должна увлекать. История построена на противостоянии корыстного преступления и поисков справедливости, обостряя социальные и юридические проблемы своего времени, такие как бесправие детей, рождённых вне церковного брака. Роман выделяется глубоким психологизмом, многослойным сюжетом и новаторским использованием нарративных стратегий, что сделало «Женщину в белом» основополагающим произведением в развитии детективного жанра.</p>Маргарита Чечётко, Наталья Осипьян
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5166Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РОМАНЕ ПИСАТЕЛЯ Б. ТЛЕГЕНОВА «СЕКСЕН АЛТЫНШЫ ЖЫЛ»
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5155
<p>Цель исследования-выявить роль, художественную мощь полифонических произведений в донесении до читателя исторических событий периода независимости, предложить новые возможности для понимания известных произведений, использовать в исследовательской деятельности полифонический принцип интеграции, который актуален в настоящее время, и показать более глубокую внутреннюю связь литературы с музыкой.</p> <p>В статье анализируется полифонический роман Б. Тлегенова "Сексен алтыншы жыл". Автор останавливается в романе параллельно на нескольких событиях, придавая каждому из них свои особенности речи и повествования. В статье приводятся примеры таких характерных черт и указывается причина обращения автора к повествовательной полифонии. Анализируются такие художественные особенности, как диалог, диалог внутри монолога, контрапункт, характерные для полифонических произведений, приводятся примеры из произведения, конкретные аргументы. Обобщаются и рецензируются исследования полифонии в литературе, музыке. Сравниваются полифонические методы зарубежных авторов и методы, использованные писателем Б. Тлегеновым. Анализируется значение диалога в понимании психологии человека, в том числе значение диалогов, сопровождаемых «чужим голосом».</p> <p>Выявление методов проявления контрапункта в произведении «восемьдесят шестой год», взятом на объект исследования, повышает научную ценность исследования. Также определяется созвучие между событиями, описанными рядом.</p> <p>Практическая значимость исследовательской работы: исследователь литературоведения может быть полезным направлением исследований для студентов, магистрантов, докторантов. Можно использовать на лекциях, которые читаются в этой области. Исследовательская работа способствует глубокому пониманию, анализу полифонических произведений.</p> <p>В статье используются такие методы, как систематизация, изложение, анализ, сравнение характеристик, характерных для полифонии.</p> <p>Ключевые слова: роман, полифония, диалог, параллельные сюжеты, контрапункт, многосторонность.</p>Рита Султангалиева
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5155Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ПЛЕМЕНА УЙСУН И АЛШИН: ОТ БОЛЬШОЙ ОРДЫ К НОГАЙСКОЙ ОРДЕ И КАЗАХСКОМУ ХАНСТВУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5127
<p><em>Введение: </em>Статья посвящена исследованию истории казахских племен Уйсун и Алшин, их роли в процессе формирования казахского этноса, а также их связи с государственными образованиями Улуса Джучи, Большой Орды, Ногайской Орды и Казахского ханства. Важность этих племен в этнической и политической истории Казахстана исследуется на основе письменных и устных источников. <em>Цели и задачи исследования: </em>Основной целью работы является выявление исторической роли племен Уйсун и Алшин в этногенезе казахов и их взаимосвязи с вышеупомянутыми государственными образованиями. Задачи включают анализ происхождения этих племен, их миграции и влияние на формирование казахских жузов.<em> Материалы и методы: </em>Для достижения целей исследования использовались письменные источники, такие как «Дафтар-и Чингиз-наме», устные предания, а также критический анализ произведений историков. Применялись методы источниковедческого анализа и исторической критики.<em> Результаты: </em>В ходе исследования установлено, что племена Уйсун и Алшин играли ключевую роль в этногенезе казахов, их миграции из Улуса Джучи в Казахское ханство прослеживаются через Ногайскую Орду. Эти племена составили основу Старшего и Младшего жузов, что определило их важное место в политической и социальной структуре казахов.</p>Адильбек Каратаев
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5127Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000УДК 739.2(574.1) МРНТИ 80.33.13 СВОЕБРАЗИЕ АВТОРСКОГО СТИЛЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА –ЮВЕЛИРА ТОЛЕПБЕРГЕНА САРМАНБЕКОВА
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5149
<p><strong>Аннотация. </strong>Статья посвящяется изучению авторского стиля художника, ювелира и скульптора малой формы Толепбергена Сарманбекова. Рассматриваются идейно-образное композиционное содержание творческих работ, выполненных в традиционных и современных техниках, материалах, характерные особенности авторского стиля.</p> <p> </p>Бакитгул Молдашева
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5149Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОХОТЫ КАЗАХОВ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5175
<p><strong>Аннотация.</strong> В статье рассмотрены теоретико-методологические основы изучения традиционной охоты казахского народа и изложены зарубежные и отечественные теории и концепции, касающиеся этой проблемы. Основной целью является определение основных теорий и концепций по изучению традиционной охоты казахов. Задачи: определение значения предложенных теорий и концепций в изучении проблемы; обосновать их в решении проблем традиционной охоты казахов. Рассмотренные основные теории и концепции по изучению традиционной охоты казахов позволили раскрыть развитие казахской традиционной охоты наряду с основным кочевым скотоводством, ее место в системе жизнеобеспечения казахов и сохранение в современном периоде. Казахи не пытались изменить местный природный ландшафт, наоборот без науки поддерживая принцип «с природой едины» строили взаимоотношения между природой и человеком через знания о ней. Казахи адаптируясь к окружающей среде и занимаясь кочевым скотоводством, также развивали охоту на высоком уровне, сохранив отношения и баланс между человеком и природой.</p>Ишкалова Гульбану
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5175Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000НАСЛЕДИЕ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ПОЛИГОНА: ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ И КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5180
<p>В научной статье рассмотрено отражение Семипалатинского ядерного полигона в произведениях литературы и искусства на основе метода исторического дискурса. Последствия ядерных испытаний для общества и их роль в формировании исторической памяти анализируются с точки зрения творческой интерпретации. Цель исследования – анализ художественных произведений, документальных фильмов и произведений изобразительного искусства, посвященных Семипалатинскому ядерному полигону. В работе с использованием методов исторического нарратива, интертекстуального анализа и компаративистики (сравнительного метода) исследуется, в каком контексте и с какой смысловой направленностью используется образ ядерного полигона, а также определяется их историко-культурная значимость. Применение указанных научных методов позволило на научной основе проанализировать взаимосвязь между образом полигона в произведениях искусства и исторической реальностью. В статье рассмотрены интерпретация художественных текстов и вопросы осмысления на основе литературоведения и герменевтики. Также проведен обзор документальных фильмов, направленных на понимание опыта ядерных испытаний, вызывающих эмоциональный отклик. Объектами исследования выступают литературные произведения, художественные картины и кинопроизведения. Для интерпретации результатов исследования проведен анализ литературных трудов, которые классифицированы по нескольким направлениям. Изучение истории Семипалатинского ядерного полигона и его отражения в искусстве способствует возрождению исторической памяти общества, укреплению межкультурного диалога и достижению исторической справедливости.</p>Максат Жанибек, Арафат Мамырбеков, Акмарал Оспанова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5180Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ГОРОДСКАЯ СРЕДА ИМПЕРИИ: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ГОРОДОВ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5288
<p>В данной статье рассматривается вопросы и проблемы связанные с изучением истории повседневной культуры Золотой Орды. Мало освещенный круг проблем, связанный с ее изучением, на взгляд авторов, дополняет вымышленное представление о территории Западного Казахстана как некоего пустынного ландшафта, где все изменения и события происходили только под воздействием внешних обстоятельств. Подобный взгляд способствует только развитию узконаправленных тем и направлений, но не помогает реконструировать широкий фон исторического полотна. Будучи наследником Золотой Орды, Казахское ханство во многом сформировалось на базе существовавших обычае и традиций, а следовательно эта тема является актуальной, особенно в эпоху глобализма с ее стиранием национальных границ, в том числе и ментальных.</p>E Ужкенов
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5288Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ЖАХАНША ДОСМУХАМЕДОВ – ПРОВОЗГЛАШАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5287
<p>Руководитель Западного отдела Алаш-Орды Жаханша Досмухамедов, он родился и вырос в Джамбейтинском уезде, его детство, ступени образования, ветви Ататека, итоги образования в Уральском военно-реальном училище, курс подготовки, он поступил в г. Москва на юридический факультет университета им. Императора и закончил его с дипломом первой степени, а также подготовил кандидатскую работу по теме «Основная постановления киргиз-казакского обычного права и народный суд, как орган их примерение»,из Московского Центрального государственного архива через 114 лет были изъяты копии и добавлены в исторический оборот, краткое содержание научных трудов 23-летней Жаханши, молодой человек высказывает искренние мысли о последствиях колониального гнета того времени и путях его замены в будущем. Кроме того, деятельность Жаханши Досмухамедова делится на три этапа (1911-1917гг.).), (1917-1920 гг.)), (1920-1938 гг.).</p>Даметкен Сулейменова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5287Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5100
<p>Цель данной статьи дать полное представление о текущей ситуации в туристском секторе Казахстана, выявить важные переменные, влияющие на его рост, и дать рекомендации по долгосрочному расширению. Исследование сочетает в себе качественный и количественный подходы, чтобы обеспечить всестороннее изучение туристических направлений Казахстана. Анализ рекламных материалов на предмет содержания является составной частью качественных подходов. Основные итоги исследования показывают возможности роста туристской индустрии Казахстана. В его состав входит оценка современной туристской инфраструктуры Казахстана, анализ культурных и природных богатств страны, поиск возможных нишевых рынков и изучение законов и правил, влияющих на туристскую индустрию на ней. Концепция исследования заключается в его акцентировании на особом положении Республики Казахстан, что обеспечивает особое видение потенциала и трудностей страны в развитии туристской индустрии. Статья дополняет базу знаний, объединяя информацию из нескольких источников, предлагая тщательное исследование состояния туризма сегодня и предлагая творческие способы устойчивого роста.</p>Aigerim Amangeldi
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5100Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000СТРУКТУРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4647
<p><strong>Аннотация.</strong> В статье описывается социально-экономическое положение Республики Абхазия после распада Советского Союза. После распада Советского Союза полное отсутствие финансовых и материальных условий, которые систематически отделялись от центра, внесли резкий перелом в экономическое развитие страны. Кроме того, в 1992 году этнический конфликт в Абхазском регионе Грузии перерос в вооруженную войну, продолжавшуюся 13 месяцев, но вопрос этой войны до сих пор не решен.</p> <p>В ходе этого конфликта положение более 500 предприятий страны резко ухудшилось. Основные фонды, объекты инфраструктуры технологически разрушены, разрушены или оставлены позади. Хотя промышленные объекты были восстановлены за короткий период времени, с 2015 года доходы промышленных объектов практически не увеличились. В 2018 году объем промышленного производства составил 4,7 млрд рублей (0,07 млрд долларов). Сегодня в Абхазии действует около 100 малых промышленных предприятий, в том числе 85 предприятий негосударственного сектора. Около 70 процентов объема промышленного производства расположено в городе Сухум.</p>Baldai01
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4647Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5255
<p>В статье проанализирована проблема развития исследовательских навыков учащихся по географии на основе деятельностного подхода, позволяющего учесть интеллектуальные особенности учащихся. Использование деятельностного подхода в обучении является одной из основ для формирования исследовательских умений. В процессе формулирования проблемы и выполнения различного рода заданий происходит активизация мышления ученика. Ученик в процессе деятельностного подхода самостоятельно анализирует фактический материал, формулирует проблему исследования, отбирает методы и приемы выполнения научно-исследовательской работы, осмысливает, анализирует и аргументирует материал, самостоятельно делает выводы и умозаключения.</p>Кулаш Мамирова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5255Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000528.88; 528.8.04; 528.7; 551.32; СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛЫХ ОЗЕР ПО АРХИВНЫМ И АЭРОКОСМИЧЕСКИМ ДAННЫМ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5197
<p>Статья представляет собой обзор исследований морфометрических, гидрохимических и экологических характеристик малых озёр, включая их классификацию, природное разнообразие и значимость в условиях изменяющегося климата.</p> <p>Малые озера являются важным компонентом экосистем страны, играя ключевую роль в поддержании биологического разнообразия и выполнения экологических функций. Целью данного исследования является изучение морфометрических и гидрохимических характеристик малых озер Есильского водохозяйственного бассейна, их классификация и оценка экологического состояния в условиях изменяющегося климата.</p> <p>Работа имеет значительную научную и практическую значимость: собранные данные позволяют оценить влияние антропогенных и природных факторов на экосистемы водоемов, что важно для их рационального использования и охраны. Методология исследования включала анализ данных дистанционного зондирования Земли, полевые наблюдения, гидрофизические и гидрохимические замеры, а также классификацию озер по морфометрическим характеристикам.</p> <p>Результаты показали, что большинство малых озер бассейна имеют небольшую площадь и глубину, низкую прозрачность воды и умеренный уровень минерализации, отражающий влияние как пресноводного питания, так и процессов испарения. Химические анализы выявили значительные различия в составе воды, что связано с геологическими и климатическими условиями региона. Озера, находящиеся на высоте 100-400 м, имеют высокую биологическую активность, что подтверждается высоким содержанием кислорода и низким уровнем CO₂.</p> <p>Ценность исследования заключается в создании базы данных морфометрических и гидрохимических характеристик, позволяющей проводить мониторинг изменений в водных экосистемах. Практическое значение работы связано с разработкой стратегий устойчивого природопользования и управления водными ресурсами в условиях климатических изменений.</p>Гульнара Искалиева, Мадина Сагат, Ерболат Кайпбаев , Нурмахамбет Сыдык
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5197Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ ИЗ РАСТЕНИЯ БАГУЛЬНИКА БОЛОТНОГО
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5193
<p>Применение природных ресурсов в медицине требует разработки новых методов получения лекарственных средств. Лекарственное сырье багульника болотного отличается противовоспалительными, антисептическими и антимикробными свойствами, что делает его востребованным в фармацевтической промышленности. Изучение технологий извлечения лекарственного сырья из багульника болотного позволит выявить и внедрить новые методы экстракции и обработки, которые могут повысить качество и эффективность полученных экстрактов.</p> <p>Статья посвящена рассмотрению технологии получения лекарственного сырья из юагульника болотного, широко используемого в народной и традиционной медицине благодаря своим противовоспалительным, антисептическим и отхаркивающим свойствам. Была предоставлена характеристика растению багульнику болотному и рассмотрен его химический состав. В работе рассмотрены основные этапы производства сырья: сбор, подготовка, сушка и хранение растений, а также показаны методы получения биологически активных веществ, таких как эфирные масла и флавоноиды. Особое внимание уделяется соответствию сырья стандартам качества и фармакопейным стандартам. Приведены данные о химическом составе растения, его фармакологических свойствах и возможности дальнейшего использования в фармацевтической промышленности.</p>Д Бектурова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5193Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ОБЗОР РАЗНООБРАЗИЯ ПАУКОВ В ПОЛУПУСТЫННЫХ РАЙОНАХ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5176
<p>На основе литературных данных проведен таксономический и зоогеографический анализ паучьей фауны полупустынных районов Западно-Казахстанской области (ЗКО). В настоящее время в паучьей фауне полупустынных районов Западно-Казахстанской области насчитывается 223 вида, относящихся к 111 родам 22 семейств. Наибольшим видовым разнообразием характеризуются три семейства: Gnaphosidae (47 видов; 21,0%), Linyphiidae (32 вида; 14,4%) и Salticidae (31 вид; 13,9%). Высокое видовое разнообразие также отмечается у пяти семейств: Lycosidae и Philodromidae (по 17 видов; 7,7%), Araneidae и Theridiidae (по 16 видов; 7,1%) и Thomisidae (15 видов; 6,7%). Фаунистический таксономический индекс фауны Западно-Казахстанской области: Gna-Lin-Sal-(Ara-The)-(Lyc-Phi)-Tho. Роды Zelotes, Thanatus, Gnaphosa, Attulus, Xysticus и Pardosa обладают наибольшим видовым разнообразием в фауне Западно-Казахстанской области. В фауне Западно-Казахстанской области наиболее многочисленны палеарктические (43,5%) и древнесредиземноморские (40,8%) виды. Эндемизм фауны не выражен. Фауна имеет аллохтонный характер.</p>Әліби Қабдрахимов
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5176Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF KAZAKHSTAN IN THE 1980s AND EARLY 2000s
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4996
<p>В статье рассматривается влияние развития промышленности на загрязнение окружающей среды в Казахстане в 80-е и начале 2000-х годов. Особое внимание уделяется сравнению социально-экологической политики страны в поздне-советский и постсоветский периоды. Проблема влияния индустриализации на окружающую среду и пути предотвращения ее возможного загрязнения были наиболее актуальны для нашей республики, где расположена одна из самых мощных промышленных баз. Необходимость мер по коренной перестройке охраны природы была продиктована ухудшением состояния окружающей среды.</p> <p>В то же время правильное использование природных ресурсов в Казахстане диктовалось и специфическими природно-климатическими условиями, связанными с недостаточностью водных ресурсов. Казахстан относился и продолжает относиться к категории стран с большим дефицитом водных ресурсов, а водохранилища интенсивно загрязнялись промышленными предприятиями и представляли реальную экологическую угрозу. Недостаточный учет природных особенностей, а в некоторых случаях и просто их игнорирование привели к необратимым процессам во многих промышленных регионах Казахстана.</p> <p>В результате все более очевидной становилась несовместимость природной среды и некоторых существующих технологических процессов, направленных в основном на получение видимой прибыли без учета ущерба, наносимого окружающей среде. Отсталая технология производства - недостаточная оснащенность предприятий системами водоочищения, а главное, отсутствие безотходной технологии привели к разрушению крупных водохранилищ страны. Выбросы вредных веществ в реки и озера, возникновение общественного "зеленого" движения за сохранение экологически чистой природы, критическое положение в некоторых центрах промышленности, заставили по-новому организовать производство в отрасли, уделять большое внимание охране природы, социальным проблемам рабочих, их здоровью.</p> <p>Основываясь на статистических данных, автор приходит к выводу, что в постсоветскую эпоху удалось добиться относительного улучшения экологической ситуации в Казахстане, однако многие проблемы остаются нерешенными. </p>Куляйхан Тайчикова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/4996Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000REDUCING THE ENVIRONMENTAL FOOTPRINT: INNOVATIONS IN THE DISPOSAL OF DRILLING WASTE
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5018
<p>Статья посвящена актуальной проблеме экологической безопасности в нефтегазовой отрасли. Авторы предлагают инновационный подход к утилизации отходов бурения, заключающийся в их использовании в качестве минерального наполнителя для производства экологически чистых строительных материалов на основе гипса. В работе представлены результаты экспериментальных исследований, подтверждающих не только возможность использования отходов бурения в качестве строительного материала, но и положительное влияние на свойства конечного продукта. Проведенная экологическая оценка показала, что предложенный метод позволяет значительно снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.</p> <p>Были проведены эксперименты по варьированию состава смесей и условий отверждения. В результате получены данные о влиянии различных факторов на прочность, водостойкость и другие характеристики полученных материалов. Проведена оценка экологической безопасности разработанных материалов. Полученные результаты свидетельствуют о перспективности использования отходов бурения в строительстве и открывают новые возможности для создания экологически чистых и экономически эффективных материалов.</p>Нургуль Ержанова
Copyright (c) 2024 Вестник ЗКУ
https://ojs.wku.edu.kz/index.php/BulletinWKU/article/view/5018Ср, 25 дек 2024 00:00:00 +0000