ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Анотація
Статья отражает результаты исследования проблемы Востока, восточных мотивов в европейской, русской поэзии эпохи романтизма в сопоставлении с отображением восточных мотивов в поэзии серебряного века в русской литературе в начале двадцатого столетия. Отмечается общее и отличие в художественных текстах темы Востока и восточных мотивов у европейских и русских поэтов-романтиков. Дается описание сравнительного анализа присутствия феномена Восток и восточных мотивов в произведениях поэтов серебряного века.
В статье доказывается мысль о реальном погружении поэтов символистов, акмеистов, футуристов и других, в отличие от романтиков, в мир восточной философии, поэзии. Сообщается об изучении поэтами начала двадцатого века миропонимания поэтов восточной культуры. Выявляется концептуально принципиальная новизна в отображении ими феномена Восток, открытие ими поэзии Китая, Японии, Индии и др. Говорится об особенном восприятии поэтами серебряного века скифов как детей свободной природы и скифства как стихийного явления, несущего очищение.
Статья содержит сообщение об индивидуальном художественном стиле почти каждого из поэтов эпохи серебряного века, на который оказали воздействие глубинные традиции восточной поэзии. В.Соловьев отмечает синтез культуры Востока и Запада; Д.Мережковский – «религию без Бога, религию земную, безнебесную» в Китае, способной привести к «некатастрофичному исходу» в истории человечества; Н.Гумилев восхищен «садом цветов» в персидской поэзии как символом истины об единстве человека с природой, мирной деятельности человека, не стремящегося к войне, уничтожению всего живого; К.Бальмонт – восхищение цветущими растениями, подобно в японской поэзии, как символ приближения к божественному; В.Хлебников – позитивные силы, хранящиеся в Востоке для будущего; историко-национальный потенциал Азии для человечества и др.