911.3:33 (574) Интегрированный подход как особый принцип обучения.Оқытудың ерекше қағидаты - кіріктірілген тәсіл Integrated approach as a special principle of learning
Аннотация
В статье затрагиваются вопросы формирования навыков речевой деятельности в мультикультурной аудитории применительно к интегрированному подходу к преподаванию русского языка. Рассматривается феномен интеграции, которая позволяет видеть мир целостно, нерасчлененно, как противоположность дифференциации науки, заключающейся в расчленении, разделении научного знания на все более специализированное, углубленное. Подчеркивается роль и значение процессов интеграции в процессе образования, состоящих в возможности преобразования имеющихся элементов в новые, что позволяет более эффективно формировать профессиональную компетентность личности. Практика показывает, что на уроках русского языка работа с текстом обычно осуществляется фрагментарно, что приводит к дисбалансу в формировании лингвистических и коммуникативных компетенций. Лингвистическая компетенция, предполагающая формирование лексических и грамматических речевых навыков, является ключом к развитию экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Авторы предлагают преодолеть фрагментарность в формировании речевой деятельности путем внедрения технологии ресурсного анализа художественного текста, которая предполагает систематическую поэтапную работу с русским художественным текстом в многоязычной аудитории для достижения множественного образовательного эффекта. В результате у студентов развивается способность к истинному пониманию, они начинают критически мыслить, осмысливать логическую последовательность частей текста, учитывать контекст, выражать свое мнение о прочитанном, обосновывая свою точку зрения.
Ключевые слова: интегрированный подход, интеграция, межпредметные связи, комплексное чтение, речевая деятельность, лингвистическая компетентность, коммуникативная компетентность, контекст, стилистические нормы, логическая последовательность